Запчасти и расходники

Единственный и неповторимый: роторные двигатели Mazda

Сергей Василенков от 30-12-2013, 21:42 Просмотров: 559 0

Убедив автомобильное сообщество в возможностях роторно-поршневых двигателей (РПД), японская компания вынуждена была свернуть их производство по причине не соответствия стандартам Евро-5. Тем не менее, маздовцы не сдаются, и обещают в течение двух лет выпустить целую гамму новых моторов, а вместе с ними и давно ожидаемых преемников RX-8.

Краткое вступление

Самыми верными последователями идей Ванкеля и Фройде оказались японские инженеры компании Mazda. После покупки патента, им пришлось пройти нелегкий путь проб и ошибок, но, тем не менее, проведен целый ряд усовершенствований, которые продемонстрировали потенциал РПД и его перспективы.

Немаловажным фактором, послужившим толчком к разработкам подобного вида силовых установок, были весьма существенные налоги правительства Японии на их кубатуру. По сравнению с четырехтактным ДВС, роторный двигатель Мазда за три оборота выдает на 50% больше энергии, и это при одинаковых объемах. В результате мотор 1,3 л можно практически приравнять к двухлитровому 4-тактнику.

С чего все начиналось

Самый первый РПД с индексом 40А, собранный японцами в 1961 году, мало чем отличался от его немецкого сородича KKM400, который применялся в автомобилях фирмы NSU. Те же округлые формы, такой же малый ресурс, который определялся появлением задиров и выходом из строя уплотнителя (апекса). На первых этапах в качестве радиальных уплотнительных элементов применялись угольные пластины в связке с алюминием.

В результате интенсивной работы в 60-х годах прошлого века инженерами был реализован целый ряд конструкций:

  • 40 А;
  • L8A;
  • 10А;
  • 12 A;
  • L10B.

Каждая из этих моделей имела несколько модификаций. Японский корпус был сделан из алюминия, с последующей наваркой стальной ленты, которая хромировалась. На более поздних моделях она вставлялась непосредственно в литейную форму и заливалась алюминиевым сплавом. В производстве деталей РПД использовались материалы:

  • боковые крышки – чугун с напылением из молибдена и бронзы с индукционной закалкой;
  • статор – сталь, хром, молибден и сплавы с иридием;
  • ротор – угольный алюминий, состав с нитритом кремния, керамика и серый чугун;
  • уплотнительные пластины – сталь и хромированный чугун.

Период становления роторных двигателей компании Мазда в 70-е годы

Начиная с 70-х годов, освоившись с конструктивными нюансами, японцы смогли освоить выпуск агрегата 12A, который имел уже две камеры по 0,57 л, что в целом составило цифру 1,14. Он уже имел вид трохоиды, знакомой нам по нынешним моторам, и устанавливался на серийные машины RX-7SA. Всего за это десятилетие компания выпустила такие модели:

  • L5;
  • 6 A;
  • 7 A;
  • 10 A / 0866;
  • 13А;
  • 13В;
  • 15A.

Модель 13B самая популярная и выпускалась до последнего времени. Так же, как и на предыдущем 13А, здесь было внедрено несколько доработок, среди которых самая важная – масляный радиатор с водяным охлаждением.

Расцвет технической мысли

Специально для автомобиля Eunos Kosmo маздовцы изготовили РПД под индексом 20B. Основное отличие от прошлых марок – три роторные секции по 654 «кубика» и два турбонагнетателя. Это был прорыв! Мощность достигала 280 л.с. при 8 000 об/мин, а крутящий момент – 402 Нм!

За промежуток между началом 80-х и по нынешнее время разработаны такие модели:

  • 20В;
  • RE10X;
  • 26B;
  • HR-X;
  • 13B Renesis.

Самая заряженная серия роторных двигателей компании Мазда – это 26B. Именно этот мотор в 1991 году привел к финишу Rennen 787 на гонках Le Mans. Объем его 4 секций составлял 2,61 л, мощность – 700 л.с. при 9 000 об/мин. На каждую секцию приходилось по три свечи. Всасывающие трубопроводы изготовлены переменной длины для более эффективного наполнения двигателя горючей смесью за счет использования волновых явлений.

Нельзя не вспомнить и легендарный роторный мотор Renesis, которым комплектовался спорткар RX8. Японским мастерам удалось снизить его вес на 14%, что сыграло важную роль при балансировке кузова автомобиля. Топовая версия развивала 250 л.с.при 8 500 об/мин при объеме всего 1,3 л.

Похожие публикации


Как изменить облик Mazda 323F BG на свой вкус Mazda 323F BG – легендарная машина, которая выпускалась в 1989-1994 годах. Она и другие ее модификации почти 30 лет были самыми известными автомобилями концерна. Но только 323F BG стала такой популярной. Этому поспособствовали приличная цена, нормальный выбор двигателей (от 1.3 литрового
Спортивное купе Mazda RX8 - прощаемся, но не надолго Какие из автомобилей Вы можете назвать, чтобы при объеме 1,3 литра развивали мощность 210 «лошадей» и крутили 9 000 об/мин? Можете даже и не пытаться – это, единственный в своем роде, спорткар Mazda. 
Роторные моторы Мазда RX-8: особенности конструкции и эксплуатации снаружиВремя идет и, казалось бы, нормы, которые были вполне приемлемы еще пару лет назад, сегодня уже оказались в запретном секторе. Ничего не поделаешь – человечество стремится оградить себя от последствий собственноручно созданного прогресса. Не обошла данная участь и знаменитый спортивный купе
Проворный японский трактор – Mazda BT-50 Японцы – народ трудолюбивый и экономный, недаром именно у них особой популярностью пользуются компактные машины, позволяющие работать и в то же время передвигаться. Компания Mazda имеет довольно богатый опыт – пикапы B-серии впервые сошли с конвейера в далеком 1961 году. На данный момент во всем
Звезда стрит-рейсинга – легендарная семерка от Mazda, модернизированная компанией VeilSide Японские компании, специализирующиеся на производстве спортивных компонентов для автомобилей, не уступают своим европейским «коллегам». Среди них также популярна традиция, заключающаяся в доводке серийно выпускаемых машин. Автомобиль Mazda RX-7 в обвесе VeilSide Fortune: предыстория Известная по
Модельный ряд японских минивэнов Mazda MPV и их параметры Начавшийся в конце 80-х годов прошлого столетия бум на, так называемые, семейные автомобили – минивэны, застал японских производителей врасплох. Такие концерны, как Nissan и Mitsubishi быстро провели модернизацию некоторых видов микроавтобусов и на их базе спроектировали новый класс. Но маломощные

Комментарии0

Комментариев к статье "Единственный и неповторимый: роторные двигатели Mazda" пока нет.

Добавить комментарий