Единственный и неповторимый: роторные двигатели Mazda
Краткое вступление
Самыми верными последователями идей Ванкеля и Фройде оказались японские инженеры компании Mazda. После покупки патента, им пришлось пройти нелегкий путь проб и ошибок, но, тем не менее, проведен целый ряд усовершенствований, которые продемонстрировали потенциал РПД и его перспективы.
Немаловажным фактором, послужившим толчком к разработкам подобного вида силовых установок, были весьма существенные налоги правительства Японии на их кубатуру. По сравнению с четырехтактным ДВС, роторный двигатель Мазда за три оборота выдает на 50% больше энергии, и это при одинаковых объемах. В результате мотор 1,3 л можно практически приравнять к двухлитровому 4-тактнику.
С чего все начиналось
Самый первый РПД с индексом 40А, собранный японцами в 1961 году, мало чем отличался от его немецкого сородича KKM400, который применялся в автомобилях фирмы NSU. Те же округлые формы, такой же малый ресурс, который определялся появлением задиров и выходом из строя уплотнителя (апекса). На первых этапах в качестве радиальных уплотнительных элементов применялись угольные пластины в связке с алюминием.
В результате интенсивной работы в 60-х годах прошлого века инженерами был реализован целый ряд конструкций:
- 40 А;
- L8A;
- 10А;
- 12 A;
- L10B.
Каждая из этих моделей имела несколько модификаций. Японский корпус был сделан из алюминия, с последующей наваркой стальной ленты, которая хромировалась. На более поздних моделях она вставлялась непосредственно в литейную форму и заливалась алюминиевым сплавом. В производстве деталей РПД использовались материалы:
- боковые крышки – чугун с напылением из молибдена и бронзы с индукционной закалкой;
- статор – сталь, хром, молибден и сплавы с иридием;
- ротор – угольный алюминий, состав с нитритом кремния, керамика и серый чугун;
- уплотнительные пластины – сталь и хромированный чугун.
Период становления роторных двигателей компании Мазда в 70-е годы
Начиная с 70-х годов, освоившись с конструктивными нюансами, японцы смогли освоить выпуск агрегата 12A, который имел уже две камеры по 0,57 л, что в целом составило цифру 1,14. Он уже имел вид трохоиды, знакомой нам по нынешним моторам, и устанавливался на серийные машины RX-7SA. Всего за это десятилетие компания выпустила такие модели:
- L5;
- 6 A;
- 7 A;
- 10 A / 0866;
- 13А;
- 13В;
- 15A.
Модель 13B самая популярная и выпускалась до последнего времени. Так же, как и на предыдущем 13А, здесь было внедрено несколько доработок, среди которых самая важная – масляный радиатор с водяным охлаждением.
Расцвет технической мысли
Специально для автомобиля Eunos Kosmo маздовцы изготовили РПД под индексом 20B. Основное отличие от прошлых марок – три роторные секции по 654 «кубика» и два турбонагнетателя. Это был прорыв! Мощность достигала 280 л.с. при 8 000 об/мин, а крутящий момент – 402 Нм!
За промежуток между началом 80-х и по нынешнее время разработаны такие модели:
- 20В;
- RE10X;
- 26B;
- HR-X;
- 13B Renesis.
Самая заряженная серия роторных двигателей компании Мазда – это 26B. Именно этот мотор в 1991 году привел к финишу Rennen 787 на гонках Le Mans. Объем его 4 секций составлял 2,61 л, мощность – 700 л.с. при 9 000 об/мин. На каждую секцию приходилось по три свечи. Всасывающие трубопроводы изготовлены переменной длины для более эффективного наполнения двигателя горючей смесью за счет использования волновых явлений.
Нельзя не вспомнить и легендарный роторный мотор Renesis, которым комплектовался спорткар RX8. Японским мастерам удалось снизить его вес на 14%, что сыграло важную роль при балансировке кузова автомобиля. Топовая версия развивала 250 л.с.при 8 500 об/мин при объеме всего 1,3 л.
Комментарии0