Как правильно натянуть ремень генератора
Ремень генератора остается важным компонентом системы электрообеспечения автомобиля. От его правильного натяжения зависит работа источника питания, подзарядка аккумуляторной батареи во время движения. У ремешка генератора нет зубчатой поверхности, как у ремня ГРМ. Он держится на шкивах за счет трения резинового материала о металл. Поэтому для передачи крутящего момента от коленвала к «магнето» надо обеспечить достаточную подтяжку.
Слишком слабый натяг приводит к пробуксовке, быстрому износу внешней поверхности. Она проявляется в виде характерного свиста на высоких оборотах. Источник тока не вырабатывает достаточно электроэнергии. Чрезмерная затяжка тоже вредна. Увеличивается нагрузка на валы и подшипники генератора, других агрегатов: водяного насоса, кондиционера, рулевого усилителя. Это приводит к снижению ресурса всей системы.
В статье подробно рассматриваются признаки правильного натяжения ремешка, способы его регулировки в зависимости от конструкции привода на конкретном автомобиле. Рекомендации помогут водителю выполнить эту несложную, но важную процедуру технического обслуживания. Это позволит продлить «жизнь» всей системы электрооборудования, избежать возможных последствий из-за неправильной эксплуатации.
Зачем нужно следить за состоянием ремня
Правильное натяжение необходимо для нормальной работы всей системы электроснабжения автомобиля. От этого зависит выработка электроэнергии, подзарядка аккумуляторной батареи. Нехватка 0,5 В напряжения приводит к тому, что после остановки двигателя его нельзя запустить снова. Стартер не сможет прокрутить коленвал. Хорошо, если машина стоит в гараже или возле дома. Достаточно подключить АКБ к зарядному устройству. Но в дороге придется прикуривать аккумулятор от донора или заводить автомобиль с толкача.
Последствия слабого натяжения
Недостаточная затяжка вредит машине. Первые признаки водитель понимает на слух, когда запускает ключом силовой агрегат. Из-под капота раздается свист, который режет ухо. Он усиливается при нажатии на педаль газа.
Из-за слабой подтяжки ремешок начинает пробуксовывать на шкивах генератора и коленчатого вала. Проскальзывание приводит к быстрому износу — на внутренней поверхности образуются мельчайшие трещинки, материал теряет эластичность. Это выливается в полное разрушение материала по сечению.
Из-за пробуксовки источник тока не может вырабатывать достаточно электроэнергии. Это сказывается на подзарядке аккумулятора, особенно в период повышенных электрических нагрузок. Своевременное выявление и устранение причин слабого натяжения критически важно для исправности, долговечности элементов электрооборудования автомобиля.
Что будет при сильной затяжке
Чрезмерный натяг так же опасен, как и недостаточный. Он повышает механические нагрузки на подшипники вала источника тока, а также других агрегатов привода: насоса системы охлаждения, компрессора кондиционера. Оборудование начинает работать на износ.
При перетянутом ремешке возрастает трение в подшипниковых узлах, что ведет к их ускоренному износу, перегреву. Это снижает ресурс, надежность работы всей системы. Постоянное перенапряжение становится причиной разрыва. Хотя последствия обрыва не так критичны, как с ремнем ГРМ, двигаться дальше без зарядки АКБ будет трудно. Поэтому водителю нужно следить, чтобы затяжка находилась в рекомендуемых пределах, не допуская перетяжки. Это продлит срок службы всех элементов привода.
Как проверить натяжение
Для определения уровня затяжки существует простой метод, основанный на замере величины прогиба ремешка под нагрузкой. Но сначала можно попробовать «дедовский» метод. Водитель пальцами перекручивает ремешок пальцами перпендикулярно нормальному положению вокруг оси. Лучше выбрать место где-то в середине. Если лента не дотягивает до угла в 90 градусов, значит есть перетяжка. Приводной ремень не должен уходить за прямой угол и перекручиваться чуть ли не 2 раза. В этом случае пора заняться подтяжкой.
По инструкциям и технической документации на автомобили, проверка выполняется так:
- Определяется наиболее длинный участок ремешка между шкивами генератора, коленвала.
- В середине этого участка перпендикулярно к оси прилагается сила 10 кг (примерно 100 Н).
- Измеряется величина прогиба или отклонения от первоначального положения с помощью линейки или другого инструмента.
- Правильным должен быть натяг, при котором прогиб составляет от 0,8 до 1 см.
Методика позволяет с точностью определить «тонус» ремешка по ключевому параметру — его эластичности, жесткости. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о регулировке затяжки.
Как правильно натянуть ремень генератора
Алгоритм зависит от компоновки навесного оборудования. Регулировочный узел может быть выполнен с помощью планки и гайки, болта или ролика. Подтяжку сделать легко. Достаточно ослабить штатное крепление, вставить монтировку между генератором и двигателем, зажать крепление. Универсальный метод подходит для 95 % автомобилей. Главное — не пережать, предотвратить провисание ремешка.
Если есть просто планка и гайка
Легкий способ настройки натяжения — с помощью регулировочной планки, гайки. Он применяется на машинах, выпущенных в девяностых-двухтысячных годах. Простой фиксирующий узел выполнен так, что водитель может сам справиться с изменением состояния ременной передачи.
Корпус источника тока крепится к двигателю с помощью дугообразной планки, имеющей паз для перемещения регулировочной шпильки. Затяжка регулируется поворотом корпуса вокруг этой шпильки, фиксацией нужного положения гайкой. Чтобы натянуть ремень, необходимо:
- Ослабить регулировочную гайку, болт крепления генератора.
- Сместить источник тока с помощью рычага, увеличивая охват шкивов.
- Затянуть гайку, фиксирующую планку.
- Проверить величину натяга по прогибу, в случае необходимости повторить процедуру.
- Подтянуть осевой болт крепления генератора.
Такую регулировку можно сделать самому с использованием стандартного набора инструментов, без обращения на станцию техобслуживания.
С помощью регулировочного болта
Иной механизм регулировки применяется на более современных автомобилях. В конструкции есть болт, изменение положения которого меняет затяжку ремешка. При вращении крепежа генератор перемещается по зубчатой планке.
Для настройки требуется стандартный набор инструментов:
- С помощью торцевого ключа ослабляются болты крепления генератора к двигателю.
- Регулировочный болт вращают по (или против) часовой стрелки, изменяя положение источника тока относительно коленвала и натягивая ремешок.
- Достигнув необходимой затяжки контролируемого величиной прогиба, завершают регулировку фиксацией крепежных болтов.
Настройка не представляет особого труда, может выполняться в домашних условиях без специальных навыков, приспособлений. Главное — постоянный контроль величины натяжения для исключения перетяжки либо недотяжки.
Через регулировочный ролик
На некоторых моделях автомобилей регулировка осуществляется при помощи ролика со смещенным центром. Для изменения его положения необходим специальный ключ, который можно приобрести за небольшие деньги.
Порядок действий следующий:
- Стандартным ключом ослабляют гайку крепления ролика.
- Спецключом вращают ролик, меняя натяжение.
- Добившись достаточной затяжки, фиксируют гайку крепления.
- Запускают двигатель, проверяют отсутствие посторонних шумов.
При использовании регулировочного ролика процедура подтяжки не представляет трудностей. Главное — контролировать «тонус», не допускать перетяжки, что чревато ускоренным износом узлов генератора, риском обрыва самого ремешка. Регулярная подтяжка продлевает срок службы всей системы электрооборудования.
Признаки износа ременного привода
К основным признакам неисправности, износа относятся:
- Видимые повреждения, разрушения резинового шнура — трещины, надрывы по краям или поперек ремня.
- Появление скрипящих звуков, визга при работе двигателя, особенно на резких разгонах и торможениях.
- Проскальзывание, иногда сопровождаемое дымлением.
- Падение напряжения генератора в бортовой сети, разрядка аккумулятора из-за недостаточной подзарядки.
При появлении одного или нескольких из этих симптомов требуется безотлагательная замена ремешка на новый. Эксплуатация изношенного расходника недопустима, так как грозит полным выходом из строя системы электропитания автомобиля. Своевременная диагностика и замена помогут избежать крупных неприятностей в дороге.
Периодичность подтяжки
За такой интервал приводной ремень успевает растянуться настолько, что его натяг может оказаться недостаточным для нормальной работы источника тока. Это грозит ускоренным износом, проскальзыванием, другими последствиями.
Актуальность подтяжки необходимо оценивать при любых признаках ослабления затяжки — появлении шума, недозаряде аккумулятора. В этом случае процедуру стоит выполнить независимо от пробега после предыдущей регулировки. Своевременные подтяжки позволяют максимально продлить срок службы ремешка, избежать внезапных отказов системы электрооборудования, связанных с его износом или обрывом.
Заключение
Поддержание достаточного натяжения ремешка — условие безотказной работы системы электроснабжения автомобиля. От этого зависят выработка электроэнергии, зарядка аккумулятора. В отличие от ремня ГРМ, с ремешком генератора водитель может справиться самостоятельно. Процедуры проверки затяжки, ее регулировки просты, выполнимы при помощи стандартного набора инструментов.
Главное — регулярно контролировать техническое состояние ремня, своевременно подтягивать его при необходимости. Тревогу могут вызывать косвенные признаки недостаточного натяга. Если вовремя заменить изношенный расходник, тогда система электрооборудования будет работать нормально, обеспечивая бесперебойный заряд аккумулятора, питание всех потребителей бортовой сети автомобиля.
Комментарии0