Идут ли газы в систему охлаждения: как проверить герметичность
Когда в расширительном бачке автомобиля происходят колебания уровня антифриза, это говорит о попадании воздуха в закрытый контур системы жидкостного охлаждения. Проникновение кислорода опасно, но не критично — оно происходит из-за негерметичности соединений патрубков или износа деталей водяного насоса.
Куда более серьезная проблема — попадание в радиатор отработавших газов из выхлопной системы. Это происходит при прогаре прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ) или появлении трещин в самом блоке. Неисправность ведет к перегреву и поломке движка. Чтобы вовремя предотвратить поломку, нужно понять, что именно попадает в закрытую магистраль — воздух или углекислый газ.
Как проверить завоздушенность системы
Первым делом нужно выявить, есть ли вообще проникновение газообразной среды в систему охлаждения. Только после подтверждения этого факта можно приступать к анализу состава проникающего газа. Для обнаружения завоздушивания можно воспользоваться тремя способами. Сначала стоит визуально оценить уровень жидкости в расширительном бачке при неработающем и прогретом двигателе. Если он меняется — это указывает на появление газовых пузырьков или утечку.
Если стенки расширительного бачка непрозрачные, надо открыть крышку на остывшем моторе, проследить за поведением антифриза. При завоздушивании будет видно, как жидкость вспенивается и бурлит. Можно применить фабричный или самодельный тестер. Датчик устанавливают вместо крышки расширительного бачка. Резкое расширение объема или окрашивание индикаторной жидкости говорит о поступлении газа в антифриз при работе мотора.
Осмотр
Для визуальной оценки нагнетания воздуха в систему охлаждения не всегда нужны приборы. Достаточно разогреть двигатель автомобиля до температуры 70-80 градусов Цельсия, чтобы антифриз начал циркулировать по большому и малому кругу. Для этого стоит проехать по городу или шоссе в течение 15-20 минут либо дать поработать двигателю на холостых оборотах около 10 минут с включенным отопителем салона. Когда стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости начнет отклоняться в сторону рабочего диапазона, можно приступать к осмотру.
После прогрева силового агрегата до нужной температуры можно осмотреть содержимое расширительного бачка сквозь его полупрозрачные пластиковые стенки. Пузырьки воздуха в охлаждающей жидкости должны быть хорошо заметны невооруженным глазом. При всех манипуляциях с системой охлаждения нужно соблюдать меры предосторожности.
Давление в системе высокое. Резкое открытие пробки бачка или радиатора на горячем двигателе может привести к выбросу кипятка и ожогам водителя. Поэтому лучше проводить диагностику только после остывания мотора до 30 градусов Цельсия или ниже. Если нет времени ждать, перед откручиванием крышки любой емкости системы охлаждения надо аккуратно накрыть ее толстой тряпкой, чтобы избежать попадания горячей жидкости на открытые участки тела.
При плавном открывании крышки в нормальном рабочем состоянии системы антифриз должен оставаться спокойным, без видимых пузырьков. Их появление или вспенивание жидкости однозначно указывает на завоздушивание контура. Тщательный осмотр позволяет оперативно и без дополнительных приборов определить нарушение герметичности системы охлаждения по признаку появления пузырьков воздуха в антифризе.
Применение воздушного шарика
Еще один простой способ обнаружения воздуха в контуре охлаждения - использование обычного резинового воздушного шарика или латексной медицинской перчатки. В нормальном рабочем состоянии герметичной системы внутри антифриза практически нет паров, особенно на полностью остывшем двигателе.
При нарушении герметичности, попадании воздуха в контур происходит постепенное накопление газа, увеличивающего объем циркулирующей охлаждающей жидкости. Чтобы это продиагностировать, нужно взять резиновый шарик из магазина или тонкую латексную медицинскую перчатку.
Выбранный "тестер" плотно натягивают на горловину расширительного бачка так, чтобы обеспечить герметичность. Лучше использовать только новый шарик или перчатку без дефектов, чтобы результат теста был достоверным. Перед проведением испытания стоит очистить поверхность горловины от загрязнений.
После запуска двигателя и его прогрева до рабочих температур нужно внимательно наблюдать за поведением импровизированного индикатора из шарика или перчатки. При появлении даже небольшого количества воздуха в системе индикатор начнет слегка раздуваться. А в моменты резкого нажатия на педаль акселератора он может значительно увеличиться в объеме.
Резкое вздутие резинового или латексного индикатора однозначно говорит о накоплении избыточного давления газа в охлаждающей жидкости. А это верный признак завоздушивания контура, нарушения его герметичности. Такой способ позволяет водителю самостоятельно диагностировать техническое состояние системы охлаждения двигателя автомобиля.
Идут ли газы в систему охлаждения
После подтверждения факта завоздушивания системы охлаждения надо выяснить, что это за газ — воздух или выхлопные газы, содержащие CO2. Проникновение в контур только воздуха не опасно для двигателя. Это происходит через зазоры соединений шлангов, которые легко убрать при техобслуживании.
Попадание в антифриз углекислоты указывает на внутреннюю утечку выхлопных газов в систему охлаждения, что грозит перегревом, выходом двигателя из строя. В таком случае нужна диагностика для обнаружения, устранения места разгерметизации — прогара прокладки головки блока цилиндров или трещины в самом блоке. Иначе автомобильный мотор придется "капиталить", а то и вовсе менять на контрактный.
Применение индикаторной жидкости
Чтобы определить, что именно попадает в систему охлаждения — обычный воздух или выхлоп с углекислым газом, можно использовать химический индикатор. Для этого надо заранее приобрести в магазине для аквариумистики жидкость-дропчекер, меняющую цвет при контакте с углекислым газом. Такую жидкость продают в небольших пластиковых пузырьках в комплекте с тестерами для аквариумной воды.
Понадобится импровизированная герметичная самоделка - пластиковый гидрозатвор для брожения или пластиковая капельница с колбой на выходе. Принципиально использовать емкость, где газы смогут проходить только через слой индикаторной жидкости.
Гидрозатвор или другой подходящий контейнер надо надежно закрепить внутри отверстия в крышке расширительного бачка или радиатора, предварительно убедившись в герметичности соединения. Для надежности можно использовать резиновые уплотнители или сантехнический скотч. В приготовленный тестер заливают индикаторный раствор из набора для аквариума. Объем жидкости должен полностью перекрывать внутреннее сечение импровизированного газохода.
После запуска двигателя отработавшие газы или воздух будут поступать в систему охлаждения, соприкасаться с химическим индикатором. При контакте с углекислым газом цвет жидкости изменится. Это будет верным признаком содержания отработавших газов, попадающих внутрь через скрытую утечку. Такой метод позволяет быстро, точно определить состав газа в контуре.
Диагностика с помощью тестера
Для точного, безошибочного выявления попадания отработавших газов в систему охлаждения хорошим решением станет приобретение готового тестер-набора для обнаружения углекислоты. Диагностический комплект можно найти в интернет-магазинах автозапчастей или на тематических форумах у опытных водителей. Это пробка с колбой, которую устанавливают вместо штатной на горловину радиатора или расширительного бачка.
В конструкцию диагностической пробки интегрирован штуцер с запорным вентилем для усиления или ослабления потока газов. В стандартный комплект входит пластиковая мерная колба-реактор, бутылка с индикаторной жидкостью, резиновая груша для нагнетания воздуха и ускорения реакции.
Перед началом диагностики колбу заполняют жидкостью из комплекта. Затем ее герметично устанавливают на штуцер диагностической пробки. После запуска двигателя благодаря открытому вентилю по мере поступления газов внутрь они проходят через слой индикаторной жидкости.
Если в газообразной среде есть углекислота, цвет жидкого химического индикатора быстро меняется в соответствии с инструкцией к тестеру. Это однозначный признак внутренней разгерметизации системы охлаждения. Химический раствор можно применять многократно. Через сутки после контакта с углекислым газом индикатор восстанавливает свой первоначальный цвет, готов к новому тестированию.
Устранение подсоса воздуха
Если диагностика с использованием индикаторных растворов или тестеров подтвердила, что в контур охлаждения проникает именно воздух, а не токсичные отработавшие газы с высоким содержанием углекислоты, значит нарушена внешняя герметичность системы. В этом случае первым делом надо проверить все резиновые шланги, места соединений металлических патрубков на признаки утечек охлаждающей жидкости. Частые локации - области вокруг штатных хомутов и стяжек.
Нужно детально осмотреть сальники водяного насоса в зоне прилегания к корпусу движка. Появление следов подтеков ржаво-коричневой жидкости укажет на проблемный участок. Даже самые незначительные течи антифриза через неплотности соединений или изношенные сальники приводят к постепенной потере герметичности, завоздушиванию.
Обнаруженные при осмотре места нарушения герметичности в системе охлаждения двигателя надо устранить. Для этого может потребоваться подтяжка ослабевших хомутов, замена изношенных прокладок или полноценный ремонт водяного насоса с заменой сальников. После устранения всех внешних причин возможных течей стоит повторно диагностировать герметичность системы, чтобы убедиться в том, что газы больше не идут.
Предотвращение прорыва углекислого газа
Если при диагностике с использованием химических индикаторов или готового тестер-набора достоверно выявлено попадание в контур охлаждения токсичной углекислоты, это указывает на опасный внутренний прорыв выхлопных газов, требующий немедленного устранения.
Заметный косвенный признак начинающейся разгерметизации - появление характерного белого выхлопа, перегрев двигателя и падение давления масла при оборотах выше обычных. В большинстве подобных случаев прямой причиной становится термомеханический износ, последующий прогар прокладки головки блока цилиндров.
Для решения проблемы нужна полная разборка узла головки с ее откручиванием от блока и обязательная замена старой прокладки на новую, строго соответствующую всем техническим параметрам модели двигателя. Прокладку нужно менять при каждом откручивании головки.
Гораздо реже возможна аварийная ситуация с возникновением сквозной трещины в самом блоке цилиндров, но иногда ее получается устранить при помощи аргонодуговой сварки. Швы довольно надежны, если работы проводит опытный сварщик. Главное, чтобы швы не нарушали ровную контактную площадку между головкой и блоком.
Еще одна распространенная причина разгерметизации — ошибка водителя при монтаже ГБЦ. Это нарушение моментов затяжки крепежных болтов головки блока цилиндров и порядка их закручивания. Надо строго соблюдать заданную инструкцией последовательность и величины затяжки для обеспечения равномерного прилегания плоскостей блока, головки.
Ликвидация воздушной пробки
После устранения утечек и восстановления герметичности контура охлаждения нужна полная замена охлаждающей жидкости. Для этого водитель сливает старый антифриз, тщательно промывает внутренние полости системы дистиллированной водой с добавлением 10 % раствора лимонной кислоты для удаления накипи, остатков высохшего антифриза.
После залива свежего охлаждающего раствора из-за особенностей конструкции системы охлаждения в ее верхних точках часто остается воздушная пробка, мешающая полноценной циркуляции жидкости. Для ликвидации "затора" применяют два основных метода.
Простой способ
Практичный и действенный способ окончательного избавления от воздушных пробок в контуре охлаждения - использование уклона местности или заезд на эстакаду для придания автомобилю наклонного положения.
Для выполнения операции надо установить автомобиль на ручник с заблокированными колесами. Лучше подложить спереди и сзади надежные противооткатные упоры. Машину ставят так, чтобы по направлению движения жидкости радиатор оказался в самой высокой точке всей системы охлаждения. Моторный отсек должен располагаться чуть ниже горизонтальной линии. Такое расположение позволит воздушным пузырькам легко выйти наружу через открытую крышку расширительного бачка.
При открытой крышке бачка силовой агрегат запускают примерно на 5-8 минут и оставляют поработать на умеренно повышенных оборотах порядка 2500-3000 для ускорения циркуляции жидкости. Этого времени достаточно, чтобы выйти на стабильный температурный режим, открыть термостат и выдавить в атмосферу весь газ из антифриза.
После завершения процедуры прокачки в бачок по меркам доливают строго рассчитанный объем недостающего до нормы количества антифриза согласно указаниям инструкции по эксплуатации автомобиля.
Сложный метод
Не всегда помогает стандартная процедура развоздушивания охлаждающего контура машины под уклоном. Порой после такой операции газовые пузырьки по-прежнему находятся в замкнутой магистрали. Когда крышки расширительного бачка и радиатора закрыты, нужно прогреть двигатель до температуры 30 градусов Цельсия.
После прогрева мотора до указанной отметки водитель снимает крышку с горловины расширителя, ритмично сжимает руками все шланги, которые использует система охлаждения. Такая прокачка позволяет вывести скопившиеся газовые пузырьки наружу через отверстие крышки расширителя. Если зафиксирована утечка антифриза, его уровень в расширительном бачке нужно восстановить — долить до нормы.
На втором этапе проверки герметичности контура охлаждения надо плотно закрутить крышку расширителя, запустить двигатель автомобиля и дать ему поработать в течение 3 минут при крутящем моменте 3500 об/мин. За указанный промежуток времени при высокой частоте вращения коленчатого вала все оставшиеся в системе газовые включения уйдут через перепускной клапан на крышке расширительного бачка.
Периодичность проверки уровня охлаждающей жидкости
Водителю нужно на регулярной основе контролировать уровень антифриза в расширительном бачке системы охлаждения. Этот показатель служит индикатором исправности всего контура жидкостного охлаждения двигателя автомобиля. При значительном недостатке тосола в замкнутом контуре возможен риск закипания или перегрева силового агрегата. Нештатные ситуации чреваты поломками для мотора:
- прогаром прокладки головки блока цилиндров;
- появлением задиров на рабочей поверхности цилиндров;
- выходом из строя датчиков системы охлаждения и другими проблемами.
Для предотвращения проблем водителю нужно проверять уровень антифриза в расширительном бачке не реже одного раза в месяц, особенно в жаркий период года при интенсивной эксплуатации автомобиля.
Если при контроле показателей выявлен недостаток жидкости или другие отклонения, устранить их самостоятельно можно, но нужны опыт, знания, инструменты. Проще приехать в автосервис. Механики оперативно проведут диагностику, выявят неисправность и устранят ее, восстановят работоспособность системы охлаждения. Регулярный контроль показателей позволяет своевременно обнаружить, решить возможные проблемы, не допуская серьезных поломок автомобиля.
<
Комментарии0