Безопасность

Как работает овердрайв на АКПП

Сергей Василенков от 17-10-2023, 15:25 Просмотров: 428 0

Овердрайв на автоматической коробке передач (АКПП) — это дополнительная повышающая передача, которая позволяет снизить обороты двигателя при движении на высоких скоростях. Основное назначение — экономия топлива за счет уменьшения оборотов мотора во время движения с постоянной скоростью. Технологию применяют на автомобилях уже достаточно давно, особенно на моделях с большим рабочим объемом силового агрегата. Почти все АКПП до 2010-х годов оснащали дополнительной повышающей передачей.

Исторически первые овердрайвы появились еще в тридцатые годы на машинах с механическими коробками передач. Затем Mitsubishi представила свою технологию Twin-Stick. Это позволяло снизить обороты двигателя, расход топлива на скорости. Позднее, с распространением автоматических трансмиссий, overdrive стали применять и на них. На современных АКПП три ступени плюс одна для большей оптимизации работы силового агрегата.

Что это такое овердрайв

Овердрайв (OD) — режим включения или отключения дополнительной повышенной передачи в коробке-автомат (АКПП). У большинства автоматов три ступени. У третьей передаточное число равно единице. То есть на ведущей и ведомой шестерне одинаковое количество зубьев. Это как четвертая скорость на механике (МКПП). При включении овердрайва, если позволяет скорость, начинает работать четвертая передача с передаточным числом меньше единицы. Выходной вал коробки вращается быстрее входного. Это работает примерно, как пятая ступень на механике. В теории режим overdrive помогает экономить горючее, увеличивает ресурс двигателя. При его включении снижаются обороты коленчатого вала, но скорость остается прежней.

Кнопка овердрайваКнопка овердрайва
Кнопка повышающей передачи

Конструктивно овер драйв — планетарная передача, но иногда используют и другую схему — применяют гидротрансформатор или цепную передачу. Задача остается неизменной — обеспечить дополнительное снижение оборотов коленвала при сохранении скорости автомобиля. Эта «надстройка» компенсировала малое количество скоростей. Сейчас, с развитием технологий, кнопку overdrive сложно встретить на автоматах, а с механики она исчезла с появлением пятой передачи.

Принцип работы

Овер драйв нужен для увеличения передаточного числа АКПП. Раньше автопроизводители выпускали трехступенчатые коробки. Это накладывало массу ограничений. Сложно разогнаться, когда передаточное число составляет единицу. Сейчас вместо трех ступеней на автоматике предусмотрено до 7-8 скоростей. Поэтому данный режим стал бесполезным.

Овердрайв — это дополнительная планетарная передача, которую монтируют после гидротрансформатора. При включении кнопки происходит увеличение передаточного числа коробки передач. Простой пример — если на третьей передаче передаточное число равно 1, то значит с overdrive оно может стать 0,7.

При неизменной скорости автомобиля обороты коленчатого вала двигателя снижаются примерно на 30%. Это позволяет сэкономит топливо, так как на малых оборотах мотор расходует меньше горючего. Работа силового агрегата становится более плавной, равномерной. Вот как работает режим овердрайва.

Принцип работы привода овердрайваПринцип работы привода овердрайва
Планетарная передача

Когда кнопка overdrive не нажата, входной вал соединяется с выходным через солнечную шестерню. При включении режима выходной вал приходит в зацепление с кольцевой шестерней большого радиуса. В результате скорость вращения выходного вала увеличивается.

Overdrive может включаться не полностью, а лишь частично. Это позволяет плавно изменять передаточное число в нужном диапазоне. Такая технология называется адаптивной. Ее применяют на некоторых современных АКПП. Она дает возможность более точно подстроить работу силового агрегата под текущие условия движения.

Овердрайв может включаться как автоматически при достижении скорости 50-60 км/ч, так и вручную по желанию водителя. На некоторых автомобилях предусмотрена возможность отключения режима, если водитель считает это необходимым.

Преимущества режима

Применение овердрайва на АКПП дает ряд преимуществ:

  1. Улучшается динамика разгона автомобиля, так как на низких оборотах двигатель развивает больший крутящий момент.
  2. Снижается расход топлива при движении с постоянной скоростью за счет меньших оборотов мотора. Экономия может достигать 10-15 %.
  3. Увеличивается ресурс работы силового агрегата и КПП, поскольку они испытывают меньшие нагрузки.
  4. Снижение оборотов уменьшает шум двигателя, что повышает комфорт в салоне.
  5. Использование режима позволяет снизить износ деталей мотора, так как его работа становится более плавной.

Overdrive дает преимущества как для экономичности, так и для комфортности поездки. При грамотном использовании он может окупить добавленную стоимость авто с АКПП за счет низкого расхода топлива.

Недостатки и ограничения

Применение овердрайва связано с рядом недостатков:

  1. Возрастает износ, нагрузка на зубчатые передачи коробки из-за повышенных крутящих моментов.
  2. Режим не рекомендуют использовать при частых пусках и торможениях, так как он вызывает перегрев, пробуксовку.
  3. Иногда при включении режима возникают неприятные вибрации, шумы в трансмиссии, гудит АКПП.
  4. Overdrive усложняет конструкцию коробки, снижает ее ремонтопригодность за счет дополнительных деталей.
  5. При включенной кнопке не получается тормозить двигателем, мало мощности для подъема в гору.

Несмотря на очевидные плюсы, у овердрайва все же есть недостатки, о которых надо помнить при выборе, эксплуатации автомобиля. Резкое нажатие на педаль газа и обгон не подходят для этого режима.

Рекомендации по использованию на АКПП

Надо включать овердрайв только на прогретом двигателе при высоких оборотах. Водителю стоит регулярно следить за температурой АКПП, чтобы не допустить ее перегрева. Отсюда вытекает другая рекомендация — использовать только качественное трансмиссионное масло с антифрикционными присадками.

Овердрайв — режим для движения по автомагистралям. В городе он не слишком помогает, потому что нельзя разгоняться. Через каждые 100 метров есть светофоры или лежачие полицейские. Коробка не сможет раскрыть свой потенциал. Если надо быстро набрать скорость, значит overdrive здесь не помощник, лучше выключить кнопку. Не нужно активировать повышающую передачу во время спуска и подъема.

В городе не нужно включать овердрайв на автоматеВ городе не нужно включать овердрайв на автомате
Езда в городских условиях

Когда водитель едет с прицепом, нужно выключать режим овердрайва, потому что двигатель будет плохо справляться с дополнительной нагрузкой. Общее правило простое — активировать overdrive на свободной трассе без сильных подъемов и склонов. Когда нужна дополнительная мощность, а движение плотное, лучше отключать кнопку или рычаг.

Соблюдение этих простых правил позволит обеспечить надежную работу механизма, если нужно быстрое переключение передач в автоматической коробке.

Почему загорается лампочка овердрайва

Многие водители воспринимают включение желтой лампочки Overdrive Off на приборной панели как ошибку, которую нужно устранить. Поэтому они постоянно держат кнопку во включенном состоянии, чтобы лампочка погасла.

На самом деле желтые индикаторы на приборной панели означают лишь предупреждение, а не ошибку. Поэтому нет смысла постоянно держать overdrive включенным. Достаточно активировать режим при движении по автомагистрали в свободном транспортном потоке для экономии топлива. В остальных случаях кнопку можно отключить, чтобы избежать перегрузки трансмиссии.

Желтая лампочка O/D OffЖелтая лампочка O/D Off
Горит лампочка O/D Off

Причина неправильного понимания работы световых индикаторов кроется в недостаточной информированности водителей. Многие просто не знают, что означают пиктограммы на приборной панели. Автопроизводители не всегда досконально объясняют назначение всех индикаторов в инструкции по эксплуатации автомобиля.

В итоге у водителей складывается ошибочное мнение, что любая загоревшаяся лампочка сигнализирует о неисправности, которую необходимо устранить. Хотя на самом деле индикатор лишь информирует о текущем состоянии функции, но не становится признаком поломки.

Миф и правда об экономии горючего

Автопроизводители пишут в инструкциях по эксплуатации, что режим овердрайв нужен для снижения потребления бензина. Но включение режима само по себе не дает экономии. Все зависит от мастерства водителя. Если верить инженерам, минимальный расход топлива получается при количестве оборотов, равных 75 % от максимального крутящего момента силового агрегата.

Рычаг овердрайва на механикеРычаг овердрайва на механике
Рычаг включения overdrive на механической КПП

Для примера можно взять автомобиль с АКПП и овердрайвом на борту — Тойота Королла десятого поколения. В документации на мотор указано, что максимальный крутящий момент достигается при частоте вращения коленвала, равной 3 800 об/мин. Если посчитать, то значит 75 % от этого числа — 2 850 об/мин. В этой зоне должна находиться стрелка тахометра на панели приборов.

Правило действует не только для машин марки Тойота. Оно работает для Volkswagen, Renault, Kia, Chery. Чтобы обеспечить экономию топлива, нужно разгонять движок до 75 % от максимального крутящего момента. Если количество оборотов больше или меньше, бензин будет вылетать в трубу.

История появления овердрайва

Овердрайв (англ. overdrive — «сверхпередача») появился на автомобилях в тридцатые годы. Его изначально применяли на механических коробках передач.

Впервые технологию представила американская компания Borg-Warner в 1932 году. Первоначально «сверхпередачу» создали для женщин. Им было сложно часто переключать рычаг. Эта мотивация указана в рекламной листовке Borg-Warner. Производители комплектующих решили упростить жизнь водителям, разработали подобие автоматики.

Раритетный автомобиль с ручкой overdriveРаритетный автомобиль с ручкой overdrive
Салон раритетного автомобиля с ручкой overdrive

В 1938 году компания Chrysler впервые применила овердрайв на легковом автомобиле Chrysler Imperial с механической КПП. Эта технология позволила снизить обороты двигателя примерно на 15 % по сравнению с прямой передачей. Активно overdrive стали использовать с пятидесятых годов. К этому времени появились более совершенные конструкции коробок с гидравлическим и электрическим управлением.

С распространением автоматических трансмиссий в семидесятые годы овердрайв стал штатным элементом АКПП. Дополнительная повышающая передача позволяла снизить расход топлива на 10-15 % по сравнению с прямой передачей. Современные коробки получают по 8 ступеней, поэтому режим overdrive им не нужен. Технология медленно уходит в прошлое.

Заключение

Овердрайв дает возможность повысить топливную эффективность автомобиля за счет снижения оборотов двигателя на высоких скоростях. Но надо соблюдать правила для предотвращения преждевременного износа трансмиссии. Грамотное применение режима позволяет улучшить динамические качества автомобиля, снизить расход горючего, повысить ресурс силовой линии. Современные системы обладают расширенными возможностями для оптимизации работы двигателя в разных условиях.

Overdrive уже многие десятилетия доказывает свою эффективность в повышении экономичности, комфортности поездки. По мере совершенствования автоматических трансмиссий режим уходит в прошлое.

Похожие публикации


Пробуксовка АКПП: причины Если АКПП буксует, то обороты двигателя сильно увеличиваются, а скорость не меняется, появляются толчки, шум и неприятные звуки. Диагностировать эту проблему необходимо безотлагательно! Как — мы расскажем в этой статье.

Комментарии0

Комментариев к статье "Как работает овердрайв на АКПП" пока нет.

Добавить комментарий