Как проверить механический и электрический бензонасос в автомобиле
Если двигатель троит, машина плохо заводится или глохнет, стартер крутит впустую, во время движения ощущаются рывки, возможно неисправен топливный насос. Для проверки электрического узла надо сначала сбросить давление в топливной рампе и посмотреть на реакцию мотора. Затем стоит оценить состояние предохранителя цепи, прозвонить реле, протестировать напряжение электропитания, испытать работу моторчика. На финальном этапе необходимо проконтролировать давление в топливной системе. Если проблем не обнаружено, остается использовать сканер OBD-2. Для оценки работоспособности механического насоса надо нажать на рычаг подкачки, проверить интенсивность струи бензина. В статье речь пойдет о том, как проверить бензонасос с минимальным набором инструментов.
Признаки неисправности
Есть несколько типичных признаков, которые указывают на возможную поломку бензинового насоса в автомобиле. Основная — это внезапная остановка работающего двигателя автомобиля. Машина может заглохнуть во время движения или на холостом ходу. Такой «ступор» становится одним из самых распространенных симптомов отказа топливного насоса. Бензонасос отвечает за подачу топлива из бака в систему питания, если он выходит из строя, подача прекращается, мотор глохнет.
Особенно опасны внезапные остановки силового агрегата во время движения. Это может привести к аварийной ситуации. Поэтому при первых же признаках подобных неполадок стоит проверить работоспособность насоса.
Движение автомобиля с неисправным бензонасосом может сопровождаться характерными рывками. «Подергивания» на ходу — еще одно распространенное проявление проблем с топливным насосом. Причина — перебои в подаче бензина, из-за чего двигатель не может развивать стабильную мощность. Работа мотора как бы «подкашивается», когда очередная порция топлива не поступает вовремя. Это увеличивает износ силового агрегата.
На холостом ходу (ХХ) двигатель при поломке насоса может работать нестабильно, глохнуть или вовсе не запускаться. На холостых оборотах мотору требуется меньше горючего, чем при движении. Но и здесь нестабильная работа нагнетателя может сказываться в виде неустойчивого холостого хода, вибраций или затрудненного пуска мотора. Это происходит из-за недостаточной подачи бензина в систему питания.
Водитель может заметить эффект «плавающих» оборотов мотора. Частота вращения коленвала нестабильна, меняется без видимых причин. Это тоже следствие плохой работы бензонасоса. «Плавающие» обороты — еще одно проявление проблем с подачей топлива. Частота вращения коленвала постоянно меняется, потому что объем горючего нестабилен. То пусто, то густо.
Типичный признак неполадок с насосом — посторонние шумы во время движения машины — свист, гул. Это может свидетельствовать об утечках, кавитации (образовании пузырьков воздуха в топливе), разрушении деталей насоса.
Проблема в том, что перечисленные симптомы иногда очень похожи на признаки неисправностей других систем — протечек форсунок или нарушений в системе при включении зажигания. Поэтому, прежде чем устранять возможную поломку бензонасоса, желательно исключить проблемы в других узлах, агрегатах автомобиля.
Диагностика подачи бензина
Чтобы определить, действительно ли причина в бензонасосе, а не в других системах, можно выполнить несложную диагностику подачи топлива в двигатель.
Если бензонасос полностью вышел из строя, то после неудачной попытки запуска двигателя свечи зажигания должны оставаться сухими, чистыми. В таком случае надо выкрутить свечи, внимательно осмотреть их. Отсутствие следов бензина на резьбе, изоляторе будет означать, что подача топлива в цилиндры двигателя полностью прекращена. Это значит, что горючее не попадает в камеру сгорания. Причина либо в полностью забитом топливном фильтре, либо в вышедшем из строя бензонасосе.
Такое порой случается, если сработала противоугонная сигнализация или иммобилайзер, которые перекрывают подачу топлива. Но если эти системы проверены и работают штатно, то проблема именно в топливном насосе. В таком случае имеет смысл переходить к более глубокой диагностике нагнетателя.
Если свечи оказались влажными от бензина, то бензин в цилиндры поступает. Значит причина неисправностей кроется в других системах, и на бензонасосе можно не заострять внимание. По состоянию свечей можно сделать первоначальный вывод о работе топливной системы и направлении дальнейшей диагностики. Это простой, доступный способ, позволяющий понять — есть ли смысл проверять бензонасос детально.
Проверка электрического бензонасоса
Для углубленной диагностики электрического бензонасоса сначала нужно определить, есть ли вообще доступ к этому узлу — на некоторых моделях автомобилей насос устанавливают таким образом, что для проверки надо снять бензобак.
В таких случаях как альтернативный вариант можно рассмотреть возможность сделать лючок для доступа к бензонасосу в автосервисе. Это позволит в дальнейшем проводить диагностику и обслуживание без полной разборки топливной системы.
Надо соблюдать меры предосторожности. Диагностика предполагает, что часть бензина выйдет из контура подачи топлива. Нужно сделать так, чтобы горючее не попало на «раскаленные» части силового агрегата или под действие открытого огня, искры. Это может привести к воспламенению. Работы лучше выполнять в защитных очках, так получится защитить слизистые оболочки глаз при внезапном выбросе топлива наружу.
Сброс давления на топливной рампе
Есть простой, безопасный способ за секунды проверить давление топлива от бензонасоса — по реакции двигателя на принудительный сброс давления.
Для этого на работающем моторе на холостых оборотах аккуратно нажимают на золотник сброса в топливной рампе. Это приведет к резкому падению давления подачи топлива. При исправном бензонасосе, обеспечивающем нормальное рабочее давление, силовой агрегат на такой сброс только слегка «качнется», но продолжит устойчивую работу.
А вот если из-за неисправности насоса давление топливоподачи уже изначально недостаточное, то при сбросе двигатель сразу заглохнет. Это будет однозначным признаком того, что бензонасос не справляется со своей задачей. Водителю нужно быть аккуратным, произойдет небольшой выброс топлива из системы, но опасности возгорания практически нет.
За считаные секунды экспресс-тест позволяет понять, достаточно ли давление топливоподачи для работы силового агрегата. Это гораздо быстрее, чем разбирать половину машины. Вот как можно проверить автомобильный бензонасос на работоспособность.
Оценка состояния предохранителя
Важный шаг в диагностике электрического топливного насоса — проверка предохранителя, который защищает цепь питания. Для этого нужно найти плавкий элемент в монтажном блоке автомобиля, визуально проверить его состояние.
Если будет видно, что спираль предохранителя перегорела — его необходимо заменить на новый той же маркировки. Сила тока указана на корпусе (5 А, 7 А). Не надо устанавливать вместо предохранителя перемычку. Это аукнется сгоревшим бензонасосом при скачке напряжения в электрической проводке.
После замены предохранителя желательно повторно попытаться запустить мотор. Если причиной отказа насоса был перегоревший предохранитель, то теперь насос должен заработать штатно. Когда предохранитель выглядит исправным, значит причина неисправности кроется в другом элементе системы. Диагностику нужно продолжать.
Прозвонка реле
Следующим по цепи питания бензонасоса после предохранителя идет реле. Чтобы проверить его, при попытке запуска двигателя нужно прислушаться — исправное реле должно издавать характерные щелчки.
Если щелчков не слышно, то надо извлечь реле из монтажного блока, прозвонить его мультиметром в режиме проверки сопротивления. Исправные контакты должны показывать сопротивление в диапазоне 60-80 Ом.
Если сопротивление значительно ниже — это признак неисправности реле, его нужно будет заменить. А если показания в норме, причину отказа насоса следует искать дальше. Вот как быстро проверить автомобильный топливный насос мультиметром.
Тест подвода питания
Если на прошлых этапах не выявлено проблем, дальше нужна проверка питания электробензонасоса. Для этого с помощью мультиметра, переключенного в режим вольтметра, необходимо замерить напряжение на контактах самого насоса. Если под рукой нет тестера, подойдет обычная лампочка на 12 Вольт.
В нормальном рабочем состоянии напряжение питания должно быть в пределах 12,1-12,5 В. Если прибор показывает цифры в этом диапазоне — значит проводка в порядке, проблема в электрическом двигателе насоса.
Если напряжения на насосе нет или оно значительно ниже нормы — то неисправность где-то в проводке или соединениях. Придется прозвонить питающие провода на обрыв, зачистить контакты и снова подключить мультиметр для повторной оценки. Вот как легко проверить топливный насос машины на работоспособность.
Испытание электродвигателя насоса
Даже при нормальном напряжении питания сам моторчик бензонасоса может быть неисправен. Чтобы проверить это, можно подать питание на двигатель напрямую от аккумулятора в обход штатной проводки.
Если при подаче прямого напряжения от аккумулятора электродвигатель заработает и насос начнет шуметь — значит, сам двигатель исправен. В таком случае стоит также проверить фильтр тонкой очистки топлива внутри бензонасоса. Может он засорился и мешает нормальной работе.
Некоторые водители критикуют этот метод и утверждают, что сухой пуск опасен для насоса. По факту моторчик работает не дольше 10 секунд. За такое время фатальных проблем не случится. Еще в стакане бензонасоса остается немного бензина, так что он не работает всухую.
Контроль давления в системе
Еще один способ диагностики бензонасоса — прямой контроль давления в системе подачи топлива с помощью манометра. Для этого прибор подключают к штуцеру топливной рампы.
В норме давление топлива в рампе на работающем моторе должно быть в пределах 2-3,8 атмосфер. Если показания манометра значительно выше или ниже этого диапазона — то причина в неисправности бензонасоса, не обеспечивающего нужный уровень давления.
На машинах с обраткой можно зажать шланг обратной подачи пассатижами. Если давление поднимется до 5 атмосфер, все в норме. Когда манометр показывает 4 атмосферы и меньше, значит бензонасос сильно изношен. Его придется менять. Еще стоит проверить регулятор топлива, он может выйти из строя.
Диагностика с помощью сканера OBD-2
Диагностические сканеры OBD-2 позволяют быстро, точно определить неисправность. Для начала нужно подсоединить прибор к бортовой системе автомобиля. Разъем OBD-2, к которому подключается сканер, обычно расположен под рулевой колонкой. Новые сканеры работают через Bluetooth, поэтому возможно сопряжение с бортовым компьютером по беспроводной связи. Самая распространенная модель прибора — ELM 327. Он подключается к смартфону или ноутбуку по Wi-Fi, Bluetooth.
После сопряжения надо запустить процесс сканирования бортовых систем автомобиля. Новые сканеры OBD-2 выполняют экспресс-диагностику за несколько секунд. Далее стоит проверить наличие ошибок, связанных с бензонасосом. Для него есть типовые значения:
Код |
Расшифровка |
P0230 |
Проблема в первичной цепи управления |
P0231 |
Неполадки во вторичной цепи управления |
P2293 |
Низкое давление топлива из-за неисправности насоса |
P1234 |
Выключен драйвер модуля бензонасоса |
После диагностики коды ошибок желательно сбросить, выполнить повторное сканирование, чтобы убедиться, что они не появятся снова. Сканер позволяет заглянуть в параметры работы бензонасоса — давление и производительность. Это даст более точную картину его технического состояния.
С помощью OBD2-сканера можно быстро и однозначно определить наличие неполадок в работе бензонасоса автомобиля. Это позволит сэкономить время на поиск неисправностей, приступить к ремонту.
Как проверить механический бензонасос
На карбюраторных двигателях устанавливают не электрический, а механический топливный насос. Проверку выполняют так:
- сначала отсоединяют шланг от бензонасоса к карбюратору, шланг опускают в отдельную емкость или бутылку;
- затем несколько раз нажимают рычаг ручной подкачки топлива, имитируя работу насоса, качать надо равномерно;
- если механический насос исправен, бензин под напором должен идти ровной и интенсивной струей из шланга в емкость.
Если струя слабая, прерывистая — это говорит о проблемах в работе механического бензонасоса. В таком случае его необходимо демонтировать, проверить состояние внутренних деталей и диафрагмы.
Диагностика поможет выявить неисправность топливного насоса, своевременно устранить ее, предотвратив более серьезные неполадки автомобиля. Ремонт обычно невозможен, корпус нагнетателя монолитный, его сложно разобрать. Поэтому понадобится полная замена узла.
Меры профилактики
Ресурс бензонасоса — 200 тысяч километров пробега. На деле узел выходит из строя гораздо раньше. Чтобы продлить срок службы и предотвратить поломки, надо регулярно проводить профилактические мероприятия:
- Чаще менять топливный фильтр. Забитый фильтр приводит к повышенным нагрузкам на бензонасос. Поэтому лучше менять фильтр с периодичностью, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля.
- Заливать хорошее топливо. Заправка бензина с примесями приводит к ускоренному износу деталей насоса. Поэтому надо заправляться горючим только на проверенных АЗС.
- Чистить фильтр бензонасоса. Внутри насосов с электроприводом установлен фильтр тонкой очистки, который надо периодически чистить. Проблема в том, что большая часть фильтров несъемные.
- Использовать присадки к топливу. Они помогают очищать, защищать топливную систему, продлевая срок службы насоса.
- Своевременно проводить техобслуживание авто. Регулярное ТО позволяет вовремя обнаружить неисправности, связанные с бензонасосом, не дожидаясь серьезных поломок.
Соблюдение этих простых правил позволит многократно увеличить срок безотказной работы бензонасоса, избежать дорогого ремонта топливной системы автомобиля.
Комментарии0