Правила хранения летней и зимней резины
Два раза в год автомобилисты меняют покрышки. Первая «переобувка» происходит весной, когда столбик термометра поднимается выше +5°C, вторая — осенью, при понижении температуры до +4°C. В межсезонье колеса кладут дома на балкон или в гараж. Расскажем о том, как правильно хранить резину, чтобы она не потеряла эксплуатационные свойства и товарный внешний вид.
Требования ГОСТ
В российском интернет-сегменте вокруг темы складирования покрышек сформировалось много мифов. Типичные аргументы равнодушных людей таковы:
- Сами производители не заморачиваются с правилами хранения. Аренда складов стоит денег, поэтому покрышки укладывают «елочкой» или в горизонтальные штабеля до потолка.
- При транспортировке на дальние дистанции грузчики запихивают резину в фургон слишком плотно. При этом форма окружности запросто может измениться на эллиптическую.
- Дилеры вообще не следят за состоянием продукции. Она свалена кучами, деформирована. И все это безобразие длится по несколько месяцев. Без вмешательства и нормализации.
Возможно, так и есть.
Если автошина после всех «ударов судьбы» осталась идеально ровной и пригодной для эксплуатации, это не благодаря, а вопреки разгильдяйству. По факту могут возникнуть проблемы. Вплоть до появления грыжи на шине.
Есть официальный документ, который строго регламентирует правила временной консервации скатов. Это ГОСТ Р 54266-2010 под названием «Шины пневматические. Упаковка, транспортирование и хранение». Норматив начал действовать с 1 января 2012 года и до сих пор остается актуальным.
Важная информация содержится в разделе № 6 государственного стандарта. Ее и возьмем за основу. Тем более, что текст документа перекликается с международными нормами ISO.
Зачем хранить покрышки
Резина ведь не портится, когда стоит на машине. Тогда в чем смысл соблюдать какие-то правила? Положил в уголок на улице, накрыл пленкой, и дело в шляпе. Не все так просто. Даже новые покрышки могут прийти в негодность через полгода, если не соблюдать рекомендации.
Когда резина работает, молекулы вещества находятся в постоянном движении. Стоит остановить этот бег, как скат начинает деградировать на глазах. Прямые солнечные лучи, высокая влажность и сильный мороз — вот комбинация, способная напрочь «убить» колесо.
Подготовка
Первым делом нужно пометить шины. Протекторы вырабатываются неравномерно. Рисунок резины на переднем левом колесе «съедается» не так, как на заднем правом. Следует взять в руки простой мел и сразу после демонтажа покрышки нанести на нее опознавательные знаки:
- ПЛ: переднее левое;
- ПП: переднее правое;
- ЗЛ: заднее левое;
- ЗП: заднее правое.
Нужно убедиться в том, что мел оставляет четкие следы. Иначе после нескольких перемещений надписи сотрутся. Можно использовать для маркировки перманентный маркер светлых оттенков, но тогда отметины с поверхности смыть не получится. Это будет выглядеть не слишком эстетично.
Очистка
В процессе эксплуатации в бороздки протектора забивается грязь и мелкие камни. Хуже, когда на поверхности собираются частицы битума. Это случается, если проехать по дороге во время ее ремонта. Загрязнения нужно смыть перед консервацией покрышек. Эту процедуру предписывает раздел 6.9 государственного стандарта.
Можно заняться очисткой вручную. Но на большинстве автомоек есть услуга для резины. Ее обработают нейтральным чистящим средством и помоют струей воды под давлением. Вся грязь «слезет» с поверхности, а мелкие камни исчезнут из бороздок протектора.
Температура
В пункте 6.2 ГОСТа говорится, что допустимый диапазон температур для хранения шин: от –35°C до +35°C. Неплохо.
Если не брать в расчет северные регионы РФ, мороз в средней полосе редко опускается до –30°С. А в закрытом помещении холод и того меньше. «Всего» –25°C. Значит, нет смысла заморачиваться с монтажом системы отопления зимой, если локация находится южнее якутского поселка Оймякон.
Даже если в помещении есть окна, ГОСТ рекомендует покрасить стекла оранжевой или красной краской. Этот лайфхак снизит интенсивность воздействия ультрафиолета. Перед тем, как ставить колеса на машину зимой, их нужно прогреть до плюсовой температуры.
Приборы отопления
Раздел 6.3 государственного стандарта запрещает складировать покрышки вблизи отопительных приборов. Расстояние до прямого источника тепла вроде конвектора или радиатора должно составлять минимум 1 метр. В случае с тепловентиляторами или тепловыми пушками лучше вовсе держать скаты подальше. В районе 3 метров. Иначе поток раскаленного воздуха «достанет» до резины. Синтетический каучук потеряет форму, станет мягким и непригодным для эксплуатации. Особенно это касается зимних шин. Они эластичнее летних.
Горизонтально или вертикально
В пункте 6.4 ГОСТ Р сказано, в каком положении хранить покрышки без дисков. Если ширина профиля не превышает 205 мм, их складируют горизонтально друг на друга. Максимальная высота штабеля составляет 2 метра. Скаты шириной от 215 мм ставят на ребро. Предел количества рядов — 4.
Покрышки на дисках разрешено складировать в горизонтальном положении. При этом давление воздуха нужно довести до 0,8-1 атм. То есть, спустить примерно на половину.
Ничто не мешает повесить шины на дисках с помощью веревок или штырей, вкрученных в стену. С разбортированными покрышками это делать не нужно. Они потеряют форму из-за собственного веса и силы тяжести.
Перемещение
В разделе 6.5 нормативного документа эксперты советуют раз в 3 месяца менять положение колес. Дело в том, что со временем зона опоры начинает проминаться под собственной тяжестью. Это не добавляет резине долговечности. Поможет простое перемещение. Горизонтальные и вертикальные ряды нужно слегка провернуть.
Сдавленные участки обретут первоначальную форму и больше не будут очагом возможного повреждения.
Камеры
Хотя большинство автовладельцев использует бескамерные шины, некоторые все еще вставляют камеры. Особенно когда покрышки «лысые» и поврежденные. Дополнительный слой резины поможет предотвратить резкий спуск колеса в момент движения. Пункт 6.7 ГОСТ Р предписывает хранить камеры в слегка накачанном состоянии на кронштейнах.
Есть альтернативные варианты: вставлять камеры прямо в покрышки или складировать в свернутом виде. В первом случае нужно каждые 3 месяца менять точку опоры, а во втором — хранить не дольше 3 месяцев.
Под открытым небом
Государственный стандарт разрешает хранить шины вне помещений. Эта информация содержится в пункте 6.10. Максимальный срок, в течение которого покрышки могут находиться под открытым небом, составляет 1 месяц. Но при этом нужно защищать колеса от разрушительных факторов:
- Солнце. Ультрафиолетовые лучи делают резину «дубовой». Структура искусственного каучука теряет эластичные свойства. Поэтому нужно укрыть скаты светонепроницаемым материалом.
- Влага. Проникает в микроскопические трещины. Если они глубокие, вода способна добраться до металлического корда и запустить процесс образования коррозии. Решение: использовать пленку.
- Загрязнения. На улице много химикатов. Они проникают на закрытые территории на подкрылках и шинах. Брызги реагентов, смешанные с маслом и бензином, разрушают резину. Ее нужно накрывать.
Шины без дисков укладывают горизонтально или ставят на ребра, а покрышки с дисками хранят в горизонтальном или подвешенном состоянии. Чтобы резина оставалась пригодной для эксплуатации, раз в 3 месяца нужно менять положение колес. Это снизит давление на зону опоры.
Комментарии0