Почему плохо греет печка в машине
Наступает зима, а это значит, что время проверить работу салонного отопителя. Согласитесь, неприятно сидеть в холодном салоне и протирать внутри стекла от конденсата. Увы, печка не всегда работает на полную мощность, поэтому о ремонте стоит задуматься еще перед наступлением холодов. Рассмотрим, почему плохо греет печка в машине и как с этим бороться.
Как работает печка в машине
На всех авто с классическим ДВС печка отличается простым устройством. Она состоит из салонного радиатора, вентилятора обдува, патрубков для протока охлаждающей жидкости. Последние включены в контур системы охлаждения двигателя (далее СОД).
Если в контуре СОД установлен кран и антифриз движется через радиатор печки не всегда, летом водяная помпа перекачивает жидкость мимо контура отопления — через блок цилиндров и радиатор. Если жидкость движется через печку постоянно, то в теплый период года отопление салона отключается при помощи специальной воздушной заслонки.
Чтобы обеспечить теплообмен между радиатором и воздухом в салоне, печка оснащена электрическим вентилятором. Последний выгоняет нагретый воздух от радиатора в салоне через сеть вентиляционных дефлекторов. Температура воздуха регулируется через смешивание горячего потока от печки и холодного за бортом автомобиля. Воздушный поток от печки можно распределять кнопками или рычагами, которые управляют заслонками.
Плохо греет печка: причины
Если обогреватель работает плохо, в машине холодно и стекла не оттаивают, важно отыскать причину, почему это происходит. Но все зависит от автомобиля и типа двигателя. Дизельные ДВС по умолчанию «холодные», и разогреть их стоя на месте очень нелегко. То же самое касается и современных малообъемных агрегатов с высоким КПД и турбонаддувом — они медленно греются без нагрузки на холостом ходу. Нередко это даже принимают за неисправность.
Если заклинил в открытом положении термостат, отопитель не будет греть салон. Нужно тщательно продиагностировать машину и устранить неполадки. Ниже мы рассмотрим каждую причину подробней.
Недостаточно антифриза
Печь будет плохо греть воздух внутри салона, если в охлаждающей системе мало тосола. Жидкости просто не хватит для прогревания радиатора печки. Если уровень в расширительном бачке ниже среднего уровня, то печь будет дуть холодным.
Эта неприятность устраняется очень просто — нужно долить антифриза в расширительный бачок и тепло вернется.
Засор в салоном фильтре
Если салонный фильтр забит пылью и мусором, то нагретый воздух не сможет попасть в салон – мусор мешает и задерживает поток воздуха. Чтобы снова чувствовать уют в салоне, достаточно заменить фильтр на новый.
Чтобы впредь не сталкиваться с подобной проблемой, придерживайтесь регламента замены, рекомендованного производителем вашей модели авто. Обычно это интервал в 15-20 тысяч километров.
Термостат
Он служит для регулирования потоков охлаждающей жидкости. СОД в автомобиле разделена на два круга — большой и малый. Малый круг — это контур двигателя и печка, большой — ДВС, отопитель, основной радиатор.
Когда мотор только запущен, антифриз двигается по малому кругу. Температура быстро растет. По достижению 80-85 градусов внутри термостата расплавляется восковый элемент и открывается путь для ОЖ в основной радиатор, где антифриз остывает и циркулирует дальше.
Термостаты нередко заклинивают в открытом положении. Так, при запуске двигателя антифриз циркулирует по всей системе и не успевает нагреваться. Мотор может разогреться до 90 градусов только через полчаса активного вождения. Поэтому если термостат неисправен, тепла можно не ждать — печка будет работать плохо. Так как термостат — это неразборный элемент, меняется он целиком на новый. После замены печка будет работать как положено.
Радиатор отопителя
Главный «генератор тепла» в автомобиле — салонный радиатор (не путать с основным). Он забирает тепло от охлаждающей жидкости и отдает его в салон. Если теплообменник забит внутри, через него будет слабая циркуляция ОЖ и температура внутри салона не поднимется.
Если автомобиль не оснащен салонным фильтром, то вся пыль и грязь с улицы попадает в салон и оседает на радиаторе печки. Через какое-то время он полностью покрывается этой коркой и о качественной теплоотдаче можно забыть. Если антифриз горячий, а печка дует холодным, то это основная причина неисправности. Решить проблему можно двумя способами – промыть радиатор (внутри или внешне, а лучше все в комплексе) или заменить на новый, если налет уж сильно твердый.
Крыльчатка помпы
Для циркуляции жидкости в охлаждающей системе имеется помпа. Внутри нее установлена крыльчатка, за счет которой циркулирует антифриз в СОД.
Если крыльчатка по каким-то причинам деформировалась, эффективность работы насоса существенно снижается — в десятки раз. Как итог — отопитель не может хорошо греть, так как мало тосола проходит через малый круг системы охлаждения. Крыльчатка не подлежит ремонту, и как термостат, меняется целиком на новую (можно вместе с помпой, если пробег последней выше 120 тысяч километров).
Прокладка ГБЦ
Прокладка между блоком цилиндром и ГБЦ подвергается серьезным нагрузкам. Иногда на ней возникают пробои или прогары. Как результат — не только проблемы с мотором (смешивание масла с антифризом), но и с салонным отопителя, который перестает нормально работать.
Если температура мотора достигла 90 градусов, из выхлопной идет белый дым, а из печки дует только холодный воздух, стоит проверить и заменить прокладку ГБЦ.
Воздух в системе
Это частая причина, почему плохо греет печка в салоне авто. Воздушная пробка образовывается при замене антифриза в системе охлаждения. При заполнении системы воздух может выйти не из всех полостей и остается внутри системы.
Помпа при просачивании охлаждающей жидкости не может продавить воздух, и нормальная циркуляция нарушается. Если из печки дует холодным, но двигатель прогрет, возможно потребуется развоздушить систему. Для этого установите авто под уклоном вверх и дайте ему поработать на холостых 5-10 минут, открыв пробку из расширительного бачка.
Смещение радиатора
На некоторых моделях авто инженеры не предусмотрели надежный крепеж для радиатора отопителя. Спустя время он может съехать с креплений. В результате печка не греет — вентилятор не будет обдувать всю площадь радиатора или не будет обдувать ее совсем. Выход — ремонт или усиление крепежных элементов теплообменника. Иногда достаточно просто сдвинуть радиатор на место и затянуть крепеж.
Электрика
Частая неисправность на авто с ручным управлением печкой — выход из строя вентилятора. В этом случае печка будет не только не греть, но не подавать воздух вовсе. Если машина оснащена системой климат-контроля, то система выдаст соответствующую ошибку. Решение — ремонт или замена привода управления печкой.
Заслонки
Если заслонки, управляющие воздушными потоками, со временем начинают работать плохо, то часть или весь холодный воздух пойдет мимо печки без прогрева. Если печка перестала греть, а заслонки скрипят, стоит прочистить и смазать их приводы.
Нередко при вскрытии оказывается, что слетел управляющий трос и заслонка совсем ничего не перекрывает и не регулирует. Ремонт привода заслонок помогает устранить эту проблему.
Что делать, если печка в машине плохо греет
Разумеется, не стоит сразу вскрывать мотор и менять, например, прокладку. Нужно отталкиваться от малого. Первым делом стоит проверить уровень жидкости в расширительном бачке. При необходимости антифриз доливают до уровня. Если отопитель не грел и проблема была в этом, то тепло вернется.
Далее стоит выгнать воздушную пробку. На иномарках для этого дополнительно снимают патрубок подогрева дросселя, а уже после открывают крышку расширительного бачка. Через чистую тряпку дуют внутрь бачка. Можно использовать крышку с ниппелем и качать воздух насосом. Когда из снятого патрубка пойдет антифриз, шланг одевают на место, зажимают хомутом и закрывают расширительный бачок. Неисправность должна устраниться.
Если забит радиатор печки, то здесь два возможных варианта — промыть старый или заменить на новый. Если печка забита, то внутри охлаждающей системы тоже есть мусор, который снова забьет отопитель. Лучше при промывке радиатора чистить всю систему охлаждения.
Если пробита прокладка ГБЦ, то отопитель перестает греть и пробой видно по другим признакам. В этом случае поможет только замена прокладки.
Профилактика работы печки в машине
Профилактические мероприятия сводятся к поддержке чистоты внутри охлаждающей системы. Рекомендуется менять охлаждающую жидкость один раз в два года. Предпочтение стоит отдавать оригинальным жидкостям или как минимум известным заменителям. Не рекомендуется смешивать разные марки антифриза. При замене жидкости нужно промыть систему лимонной кислотой — это поможет удалить отложения, в том числе и в радиаторе печки. Также важно периодически менять фильтр салона. Соблюдая эти правила, печка будет греть исправно, без лишних шумов и на полную мощность.
Комментарии0