Безопасность

Торможение двигателем на механике

Сергей Василенков от 1-10-2021, 12:05 Просмотров: 2507 6

Для снижения скорости автомобиля имеется штатная система торможения. Но она не всегда выручает, а иногда даже опасна, например, в условиях гололеда. В таких случаях предпочтительней торможение двигателем по определенному алгоритму, чтобы добиться желаемого результата, и при этом не навредить движку, а также не спровоцировать всевозможные дефекты. Поэтому с вопросом: торможение двигателем на механике — это как, не все просто.

Может ли двигатель быть тормозом на авто с МКПП

Мотор авто устроен так, что постоянно пытается восстановить холостые обороты. Нажав на газ, водитель заставляет двигатель ускориться, а отпустив педаль газа, снова уменьшает обороты. Для движущейся машины с задействованной передачей, это приводит к падению фактической быстроты движения. У торможения посредством мотора есть и другое название — принудительный холостой ход.

Торможение двигателем относится к экстренному варианту снижения скорости транспортных средств с помощью повышения сопротивления двигателя автомобилей энергетике инерции движения автомобиля посредством трансмиссионной системы.

В техническом отношении это связано со значительным уменьшением топливоподачи при отпущенной педали газа в цилиндры, когда включено сцепление в движении. В этом случае величина крутящего момента мотора падает. Наступает время, когда значение крутящего момента инерции движения автомобиля, передаваемого по трансмиссии от колес, превышает энергетику мотора, и он вынужден притормаживать автомобиль.

Схема передачи крутящего моментаСхема передачи крутящего момента
Схема передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса

Торможение двигателем с целью уменьшения скорости движения машины связано с сопротивлением двигателя силам инерции, которые стремятся повысить обороты коленчатого вала. Это действие протекает в то время, когда автомашина с задействованной передачей быстро движется на скорости, а топливная смесь ограничена в подаче или ее совсем нет.

Сокращение количества горючего, попадающего в двигатель, вызывает уменьшение энергетического потока от мотора к трансмиссии и даже его поворот: вращающиеся колеса через трансмиссию возвращают свою инерцию мотору. Такое обращение потока энергии замедляет вращение коленвала, в результате чего машина гасит скорость.

Физически показатель тормозной силы определяет компрессионная составляющая в цилиндрах мотора. Водители на практике сталкиваются с трудностью проворачивания коленвала, когда зажигание выключено. Поскольку компрессия у дизельного двигателя больше по сравнению с бензиновым, эту работу на нем выполнить труднее. В этой связи для уменьшения скорости автомобилей с моторами на дизтопливе требуется меньше времени, что необходимо брать в расчет при вождении машины.

Как правильно тормозить автомобиль с механикой

Способ уменьшения скорости двигателем на машине с механической коробкой состоит из последовательного выполнения таких шагов:

  • отпускание педали газа;
  • выжимание педали сцепления;
  • по мере снижения скорости машины поочередно включать низкие передачи;
  • при предельном снижении скорости, включается первая передача.

Важен правильный выбор передачи во время торможения мотором на механике, иначе можно вывести из строя мотор. Если передача выбрана неправильно, то не добиться положенной скорости снижения или машина резко накреняется вперед. Оба случая неудобны водителю и даже в состоянии вызвать поломку мотора.

Рука на кулисе переключения передачРука на кулисе переключения передач
При торможении двигателем главное правильно выбрать передачу

Неправильное использование двигателя в качестве тормоза, вызванное запаздыванием переключения пониженных передач, может вызвать блокировку колес, из-за чего машину может занести.

Также при нарушении последовательности перехода к низким скоростям интенсивность износа двигателя увеличивается и возникает риск поломки его узлов.

Если машина движется на пятой или шестой передаче, то при торможении мотором необходимо перейти на третью, поскольку четвертая не обеспечит нужной интенсивности падения скорости. С третьей или четвертой скорости следует переключаться на вторую. Чтобы передачи переключались более мягко, надо пользоваться перегазовкой.

Когда скорость снизится до 7,5±2,5 км/ч, чтобы машина полностью остановилась, следует задействовать штатную тормозную систему автомобиля.

Эффективен ли двигатель в качестве тормоза

Торможение по такому способу определяется следующими факторами:

  • опытом вождения автомобиля (наиболее важный);
  • умением правильно разобраться в дорожной ситуации;
  • техническим состоянием машины.

Бытует представление о том, что дизельные моторы в качестве источника торможения автомобиля, обладают большей эффективностью. Такое заблуждение связано со степенью сжатия в дизелях, которое в полтора-два раза выше, чем на бензиновых двигателях. Опыт показывает, что у них торможение двигателями примерно на одном уровне.

Автомобиль на склоне горыАвтомобиль на склоне горы
У бензиновых и дизельных машин эффективность торможения двигателем примерно одинакова

Практикуя торможение двигателем, можно не думать об увеличении потребления горючего. Топливоподача останется на том же уровне, что и при остановке автомашины посредством штатной системы тормозов.

Тормозя двигателем, не следует забывать об оборотах. На моторах, потребляющих бензин, первая пониженная передача переключается на 2 500 оборотах в минуту. Пониженные передачи второй или третьей очереди переключаются на 1 000 оборотах коленвала. При торможении мотором лучше отказаться от вращения руля, т. к. можно ухудшить ситуацию с управляемостью автомобилем.

Вредно ли тормозить мотором

Торможение двигателем с механической коробкой небезопасно для силовой установки, поскольку на современных ДВС наблюдается конструктивная несимметричность. Для снижения боковой нагрузки на поршни при их нахождении в ВМТ, поршневой палец был смещен относительно осей цилиндров. Также нет совпадения осей коленчатого вала и цилиндров. Поэтому при торможении мотором с коробкой механикой асимметричность мешает работе двигателя.

Кривошипно-шатунный механизмКривошипно-шатунный механизм
При торможении двигателем многократно возрастают на грузки на весь кривошипно-шатунный механизм

Возрастают боковые нагрузки на поршень (для одних и тех же моментов величина таких нагрузок будет больше, нежели при рабочем ходе). Подшипники коленчатого вала, шатуны и оси поршневых пальцев также разработаны с асимметричной конструкцией, беря в расчет штатные нагрузки, но не возникающие во время торможения двигателем с коробкой.

Следует учесть, что при отсутствии топливоподачи, работа клапанов двигателей происходит в сухом режиме. Тем не менее, и длительное торможение с помощью мотора с коробкой механического типа при этом не сильно сказывается на износе клапанов (также учтем, что они при этом не нагреваются). Для моторов, которым предстоит «холодная обкатка», подобное действие сильно напоминает принудительный холостой ход, продолжающийся боле долгий срок. Этого нельзя сказать о клапанных седлах, которые при такой работе интенсивно изнашиваются, чем при обычном режиме действия мотора.

Двигатель может получить повреждения и от создающегося внутри впускного коллектора разряжения, превышающее в полтора-два раза, сопровождающее режим холостых оборотов. Из-за сильного разряжения большую нагрузку получает вентиляционная система картера и начинают протекать различные уплотнения. Возможно также подсасывание воздуха снаружи.

Больше всего неприятностей вызывается сильным износом, которые получают клапанные сальники. Из-за повышенного разряжения масло интенсивно попадает внутрь впускного коллектора с распредвала. Также оно затягивается внутрь цилиндров по поршневому узлу. При наличии на двигателе турбины масло попадет и в нее, что иногда выводит этот агрегат из строя.

Сальники клапановСальники клапанов
Маслосъемные колпачки клапанов

Большое количество масла, попадающее внутрь впускного коллектора, чем обычно страдают изношенные моторы с коробкой механического типа, вызывает образование нагара на электродах свечей и поршневых кольцах, плохо сказываются на катализаторе и повышают вредные выбросы из выхлопной системы в воздушную атмосферу. Гибкие узлы в виде трубок и клапанов, входящие во впускной узел, также страдают от разряжений и скачков давления.

При использовании мотора в качестве тормоза мусор, скопившийся во впускном коллекторе, попадет внутрь цилиндров, что очень опасно при близком расположении катализатора к коллектору. Этот режим превращает рабочее вещество катализатора в крошку, которая будет выноситься с отработанными газами в атмосферу.

Во время торможения двигателем резко изменяются обороты коленчатого вала, вызывая значительные ударные силы на узлы силовой установки. Такие последствия вполне аналогичны результатам неаккуратной эксплуатации коробки и сцепления.

Но при этом следует учесть, что частота оборотов колеблется во включенных двигателях регулярно и для этого предусмотрены устройства, защищающие трансмиссию, в виде демпферных шкивов, муфт холостых оборотов и др.

К самым большим минусам способа торможения двигателем надо приписать рост риска попадания в ДТП. Авто начинает замедляться без загорания стоп-сигналов, что происходит, когда нажимают на тормозную педаль. Тогда водитель машины, едущий позади, не успеет вовремя притормозить и риск столкновения возрастает. Так что вопрос: вредно ли тормозить двигателем, остается открытым.

Столкновение автомобилейСтолкновение автомобилей
Столкновение автомобилей при торможении двигателем

Торможение двигателем с механикой иногда вполне оправдано. Например, при приближении к светофору, остановке или спуске под уклон, сброс газа и включенная скорость ведут к уменьшению скорости автомашины без дополнительного истирания тормозных колодок. Более того, этот способ торможения обеспечивает безопасность и даже может предотвратить ДТП на скользком покрытии. Во всех остальных ситуациях такой способ торможения далеко не оправдан.

Наличие дополнительного способа замедления скорости автомобиля, конечно, благо, но это не дает менее серьезно относится к исправности штатной тормозной системы.

Если с нею не все в порядке, то специалисты, работающие в нашем автосервисе, сделают диагностику тормозной системы и коробки передач (включая автомат), выявят причины неполадок и устранят их быстро, качественно и недорого.

При возникновении затруднений с торможением мотором, появлении объективных и субъективных ощущений его применения, наши специалисты совершенно бесплатно проконсультируют и подскажут, как правильно тормозить и действовать в различных ситуациях и что значит тормозить двигателем на механике.

Похожие публикации


Рекомендации по правильному торможению на механике Опытные водители знают, что не только правила дорожного движения являются фактором надежного вождения. Немаловажным критерием является грамотная техника вождения, что особенно актуально для автомобилистов, владеющих транспортными средствами с механической коробкой передач. Так как именно от
Особенности движения на автомобиле с механической коробкой передач Современное автомобилестроение постоянно развивается, и каждый месяц предлагает рынку какие-либо новшества. Некоторые изобретения становятся поистине «революционными» и активно внедряются всеми производителями. Существуют, однако, в транспортных средствах такие части, которые практически не

Комментарии0

Комментариев к статье "Торможение двигателем на механике" пока нет.

Добавить комментарий