Ремонт и обслуживание

Дергается авто на малых оборотах

Сергей Василенков от 5-08-2021, 14:35 Просмотров: 4317 8

Когда двигатель начинает работать на малых оборотах, то он не вращает движители, а только компенсирует противодействие систем, формирующих трение, и декомпрессию. Если в силовой установке или трансмиссионных узлах (на ходу) возникают проблемы, то на малом газе двигатель или вся машина будет заметно дергаться. Назвать в этом случае конкретную причину затруднительно.

Поэтому следует, не упуская время, выяснить, почему машина дергается, двигаясь на малых оборотах, и прояснить обстоятельства, даже если неисправности простые.

Контроль топливоподачи

Часто проблема нестабильности машины на холостом ходу заключается в нештатной работе системы топливоподачи автомобиля из-за впрыска в к/с меньшей порции горючего или неоптимального по составу. Вот по такой причине двигатель выдает усилие, достаточное только для работы на трансмиссию, сопротивление которой и создает нестабильность хода.

Топливные трубки автоТопливные трубки авто
Система подачи топлива автомобиля

В таком положении необходимо заняться системой подачи топлива независимо от того, какой двигатель (инжекторный, карбюраторный, дизельный), представленной:

  • датчиками: Холла, холостого хода, массового расхода воздуха и дроссельной заслонки;
  • электронным блоком управления;
  • дроссельной частью, в т. ч. заслонкой;
  • форсунками;
  • воздуховодами между ресивером и фильтром;
  • топливопроводами, находящимися между помпой и дозировочными устройствами.

Если машина снабжена бензиновым двигателем, следует заняться помпой для перекачки топлива, карбюратором и клапаном холостого хода.

Проверка зажигания

Когда серьезные проблемы связаны с системой зажигания, нет никакой уверенности, что у движок будет штатно работать с переходом на холостой ход, но при этом двигатель может запускаться беспроблемно. Чаще всего это обусловлено малой навеской топлива, задержкой по времени возгорания горючего микста или слабостью искры между электродами свеч зажигания.

Воспламенение топлива в камере сгоранияВоспламенение топлива в камере сгорания
Воспламенение топливной смеси

Искать проблему дергания машины на низких оборотах здесь необходимо в частях, составляющих систему топливоподачи:

  • датчиках поворота коленвала и распредвала;
  • свечах зажигания (каков нагар, зазор в контактах свеч);
  • броне-проводниках (визуально и мультиметром);
  • катушках зажигания (внешние дефекты, обрыв обмоток);
  • датчиках детонации (невозможность запуска мотора).

Заглянуть в коробку скоростей

Ее проблемы могут стать началом неравномерного передвижения машины.

При неаккуратном, агрессивном вождении машины и скверном техобслуживании трансмиссии могут начаться подобные проблемы.

Современные автомобили в основном укомплектовываются автоматическими коробками переключения передач (АКПП), но может быть и механическая коробка, особенно на машинах прошлых лет выпуска. Несмотря на то, что у этих агрегатов один функционал, они устроены по-разному, и их влияние на рывки, совершаемые машиной, проявляются неодинаково.

При появлении проблем дергания автомобиля с механической коробкой на низких режимах, она с комплектующими здесь не причем. Когда ломается «механика», машина вообще не сможет двигаться. Искать причину здесь необходимо в сцеплении. Обычно она связана с износом или заеданием ведомого диска. Тогда в процессе переключения скоростей данный вид неисправности этого узла может вызвать дергание автомобиля.

Рычаги переключения передач автомобиляРычаги переключения передач автомобиля
Рычаги переключения АКПП и МКПП

АКПП по конструкции заметно сложнее «механики». Она может начать «пинаться» после ста тыс. километров пробега и более. Но при плохой эксплуатации этого сложного агрегата, начало дергания может наступить и раньше. Анализ тут надо начинать с уровня и состояния трансмиссионной жидкости. При малом уровне нужно найти причину, и устранив ее, довести его до нормы. Вспененное масло так же тревожный сигнал. Возможно, в агрегат залили не ту жидкость, что нужно. Рывки в процессе движения на малых оборотах здесь начнутся неизбежно.

С особенным вниманием следует отнестись к ситуации, когда проблему дергания вызывает коробка-автомат.

Это может происходить из-за:

  • ЭБУ при изменении режимов автоматической коробки. ЭБУ на разных марках машин бывает независимым или встроенным в ЭСУД двигателя. Иногда эта проблема требует замены ЭБУ;
  • датчиков контроля дроссельной заслонки, массового расхода топлива и др. без отражения на табло;
  • соленоидов (часто проблемы с клапаном для регулировки давления масла);
  • жгута проводников «автомата» (из-за износа или повреждения, при ремонте следует заменить);
  • гидроузла, который не может удержать масляный напор в системе гидравлики АКПП из-за проблем старения или искривления элементов устройства при перегреве;
  • механических поломок деталей трансмиссии, что потребует разборки и ремонта.

Дефекты акселератора

Если водитель резко нажмет на педаль газа для ускорения угловой скорости коленвала двигателя, в вакуумных регуляторах углов зажигания может возникнуть проблемное состояние. Тогда при малых оборотах произойдет западание распределителя-прерывателя, что начнет сказываться на автомобиле дерганием при движении.

Когда горючее медленно сгорает, шоферу ничего не остается, как начать повышение вращения, чтобы двигатель быстрее запускал и воспламенял топливно-воздушную смесь посредством свечей зажигания. Но вакуумные регуляторы, работая проблемно, не дают машине обеспечить быстроту набора оборотов, а дроссельную заслонку запоздало открываться. Если открывание заслонки и подача воздуха не синхронизированы, горючее будет долго гореть, что чревато поломкой подшипников угла опережения зажигания. Проблему надо решать с диагностики вакуумных регуляторов.

Вакуумный регуляторВакуумный регулятор
Вакуумный регулятор угла опережения зажигания

Возможна диагностика своими руками. Снимаем патрубок и плотно прикрываем пальцами. При работающем двигателе вы начнете чувствовать всасывание, создаваемое регуляторами. Когда с подачей воздуха образуется вакуум, то однозначно негерметична заслонка. Тогда ее следует заменить и собрать все в обратной последовательности.

Причину дергания машины с переходом на малые обороты можно вызвать электронная педаль газа, которая устанавливается сегодня на машины. Она устроена и действует подобно электро-потенциометру. Также с выступами контактирует, скользя по ним, датчик, жестко взаимодействующий с управлением газа.

Хотя педаль газа выполняется герметичной, не исключено попадание в нее воды и снега, что активизирует окисление металлических дорожек и датчик тогда начинает хуже контачить. Функция управления газа нарушается, и машину начнет дергать при воздействии на газ. Недостатки будут сопутствовать режим холостого хода, разгона и крейсерской скорости.

Свечи и бронепровода

В период дергания машины на низких оборотах при езде, начинать надо с осмотра свечей зажигания: подходят ли они к двигателю, долго ли по времени проработали и т. д. Тут топливо может воспламеняться с запозданием по времени и не выгорать полностью. Свечи зажигания следует выкрутить из гнезд, очистить от нагара, отрегулировать величину зазора, проверить регулярность подачи искрового разряда и установить на место.

Свечи и катушки зажиганияСвечи и катушки зажигания
Свечи и катушки зажигания

У исправных свеч зажигания искра фиолетового цвета и она генерируется регулярно, то есть исключены пропуски.

Значит, тогда в поисках проблем надо обследовать электропроводку вместе с другими элементами, представленными контактами, катушками зажигания, трамблерами или коммутационными узлами.

Поскольку катушки зажигания и бронепровода не ремонтируются, их заменяют на новые. Поломка возможна и в модульном блоке, ведающего зажиганием. Установить, в чем его неисправность, можно только после проведения достаточно сложной диагностики.

По цветности и типу нагарообразования на электродах свечей зажигания можно диагностировать неисправности двигателя.

Так, если он темный, то проблему наверняка надо искать в системе топливоподачи.

Что там с электроникой

Иногда форсуночные двигатели дрожат на низких оборотах из-за электронной системы управления двигателем. Она состоит из разнообразных передающих, исполнительных и преобразующих элементов, которые обмениваются данными с ЭБУ. Если не в порядке хотя бы один датчик, ухудшится зажигание или другие части двигателя, о чем сейчас же система двигателя на некоторых машинах подаст индикацию на приборную доску.

ЭБУЭБУ
Электронный блок управления

Но не все неисправности частей ЭСУД и прочие дефекты отражаются на щитке приборов, высвечиваются коды ошибок перед водителем и др.

Они хранятся в памяти ЭБУ. Чтобы их считать, нужно провести специальную компьютерную диагностику. На простых машинах проблемы могут быть связаны с самим бортовым компьютером и установленной программой, рассчитанной на идеальную работу мотора, но т. к. на деле износ цилиндров неравномерный, программа начинает давать сбои, и в двигателе возникают проблемы. Система решения этой проблемы, в следующем:

  • обращение в дилерский или специальный автосервис;
  • стоящее на авто ПО подвергнуть тестированию (прошивке);
  • установке на авто универсальной программы;
  • тестировании работы авто по завершении этих действий.

От многих специалистов можно услышать дельный совет: непременно сделать прошивку перед всеми другими ремонтными работами. Чаще всего установить «вину» бортового компа в недостатках проблематично, так как нельзя подвергнуть диагностике работу самого программного обеспечения. Но даже если и смена прошивки не дало положительных результатов, и машина продолжает дергаться во время езды, следует провести комплексную диагностику и замену компонентов.

Пока компьютер не проверен, не следует приобретать дорогие системы и не подписывать заказы на дорогостоящие работы.

Засорение или поломка форсунок

Независимо от вида топлива двигателя забитость и дефекты в форсунках в состоянии спровоцировать неровную его работу. Загрязнения и нагар обычно удаляется при промывке системы топливоподачи.

Очистка форсунокОчистка форсунок
Очистка форсунок на стенде

Следует напомнить, что грязная дроссельная заслонка также в состоянии спровоцировать плохую работу двигателя. При износе же деталей форсунок некоторые модели можно восстановить ремкомплектом, остальные подлежат только замене.

Износ деталей и узлов

Для крепления главных частей и узлов автомобилей (двигатели, коробки и др.) используются особые подушки. Они не только крепят агрегаты, но и гасят вибрации во время передвижения. Раньше на авто ставили прочные резиновые полушки, имевших длительный ресурс.

Современные автомобили имею гидравлическую систему на основе особой гидрожидкости, лучше сглаживающей колебания. Если подушки неисправные, при трогании с места авто станет дергаться, поскольку главные узлы потеряли прочность крепления к кузову.

Неисправности воздухо-подачи

Когда двигатель при переходе к малым оборотам дрожит, следует проверить, в каком состоянии находится фильтр очистки воздуха.

При сильной забитости фильтра в двигатель будет поступать меньше окислителя, и топливовоздушный микст будет обогащаться. Если же система завоздушена или где-то подсасывается атмосфера, топливный микст будет обеднен.

В обеих рассмотренных случаях топливный заряд начнет сгорать медленней и с меньшим выделением энергии. От этого также начнет увеличиваться нагарообразование на свечах зажигания и слабеть искровой пробой на электродах свечей.

Воздушный фильтр с грязьюВоздушный фильтр с грязью
Грязный воздушный фильтр

Выводы

Можно смело заключить, что главных проблем подергивания авто на малых оборотах предостаточно. Также верно и то, что они зависят друг от друга, т. е. наблюдается некая системность. Такое непростое положение затрудняет выявление объективных причин, почему машина дергается во время движения на малых оборотах. Поэтому при появлении рассмотренных факторов, следует пройти соответствующую диагностику, включая компьютерную, и далее действовать по обстоятельствам.

Похожие публикации


Пропуск зажигания в цилиндре Когда двигатель начинает «троить» — возникает пропуск зажигания в цилиндре, мощность двигателя резко падает и автомобиль может перестать двигаться. Устранить эту неисправность можно вполне самостоятельно.
Скачут обороты двигателя на холостом ходу: что делать? Причины скачков оборотов на холостом ходу на инжекторном и дизельном моторах разные. В статье мы рассмотрим, почему прыгают обороты на двигателях различных типов.

Комментарии0

Комментариев к статье "Дергается авто на малых оборотах" пока нет.

Добавить комментарий