Двигатель троит на горячую: причины
Даже опытные автовладельцы, сталкиваясь с тем, что двигатель троит на горячую, при этом, не подавая признаков основной неисправности до полного прогрева – в первую очередь грешат на топливо или свечи. Кроме этих вариантов, существует еще несколько менее явных причин, почему машина на холодную работает ровно, а при нагреве двигателя начинает троить: низкая компрессия, отказ электроники, дефицит топлива из-за износа одной или нескольких форсунок. Чтобы узнать, где искать конкретный источник проблемы – нужно провести ряд манипуляций.
Типичные причины, почему троит прогретый двигатель
Для бензинового двигателя – причин, приводящих к нарушению цикла работы цилиндра (или нескольких), обычно три:
- нечего поджигать;
- нечем поджигать;
- низкая компрессия.
Для дизеля этот список еще короче: недостаточная компрессия, дефицит или неэффективный распыл топлива.
Причины «троения» на горячую в ДВС автомобиля:
- Свеча зажигания не генерирует искру.
- Свеча провоцирует калильное зажигание.
- Свеча зажигания выдает слишком слабую искру.
- Высокое напряжение не доходит до свечи – потери в проводах.
- Замкнула катушка или модуль зажигания (от перегрева).
- Искра на свече возникает не в соответствующий момент.
- В цилиндр подается мало топлива (совсем не подается).
- Форсунка не распыляет топливо или сливает его в «обратку».
- Фазы открытия клапанов – не совпадают с интервалами подачи топлива.
- Топливно-воздушная смесь не сжимается до возгорания (дизель).
- Объем поступающего воздуха не соответствует потребности мотора.
- Нет индикации положения коленвала, или распредвалов.
- Неверные показатели давления топлива в магистрали.
- Неверные показатели температуры масла или отработанных газов.
Причиной того, что проблемы у мотора начинаются именно на горячую очень часто становится неисправность электронных компонентов. Датчики давления, положения, температуры, лямбда – их разъемы, провода и крепления – после свечей и катушек зажигания в бензиновом ДВС, при нестабильной работе мотора – это первые кандидаты на проверку.
Для чипованного авто неисправность может возникнуть «из ничего», по причине «слетевшей» прошивки. У большинства автомобилей с распределенным впрыском, контролируемым ЭБУ, избавиться от проблемы, когда двигатель троит только на горячую, позволяет сброс прошивки до заводских настроек, или физическая замена чипа.
Как найти неисправность
В первую очередь – нужно найти цилиндр, мешающий ровной работе мотора. Выделить нерабочий цилиндр на бензиновом двигателе можно путем простого отключения высоковольтных проводов, или «фишек» с модуля управления зажиганием. Проводится это во время работы двигателя, поочередно (по одному, возвращая после провод на место). Если после отключения общие признаки неисправности не изменились – значит, троит этот цилиндр. Если стало хуже – значит, этот работает, ищите дальше.
Для дизельного двигателя, свечи которого играют роль только при пуске, и не управляют зажиганием, «карту» рабочих и нерабочих цилиндров можно составить с помощью отключения питания пьезофорсунок. В случае с механическим приводом впрыска топлива – измененный характер работы можно определить по шумам – стетоскопом, либо – по вибрации, наощупь, отверткой.
Система зажигания (бензиновый мотор)
Если мотор работает нормально с момента запуска какое-то время, а троить начинает после нагрева до рабочей температуры – это сигнализирует о том, что качество искры на холостых оборотах удовлетворительное, а на высоких – нет. Причина этого, чаще всего, в одном или нескольких устройствах: сами свечи, высоковольтные провода (бронепровода), катушка зажигания (она ж – индивидуальный модуль свечи), или конденсатор (если есть).
Что нужно проверить:
- Соответствие свечей типу двигателя и сезону (по калильному числу).
- Есть ли разница при замене свечи в конкретном цилиндре на заведомо рабочую.
- Есть ли разница если поменять модуль (катушку свечи) зажигания «троящего» цилиндра с соседним.
- Одинаковое ли сопротивление у высоковольтных проводов, нет ли пробоя, плотно ли они сидят в наконечнике.
- В темноте – не видно ли разряды на поверхности высоковольтных проводов.
- Корректно ли работает реле-регулятор напряжения (зарядка).
Если все показатели в норме, искрообразование – в порядке, свечи – не мокрые, искры по проводам не бегают, а от установки исправных деталей ничего не изменилось – проблемы со стороны системы зажигания провоцирует неисправность (или смещение) датчика положения коленвала.
Датчики и контакты
В современных двигателях (независимо – бензиновых или дизельных) циклом управляет электроника: меняет соотношение в топливно-воздушной смеси, выбирает момент опережения зажигания, на некоторых двигателях – время и угол открытия клапанов. Все изменения базируются на основании показаний многочисленных датчиков. Кроме исправности самого устройства, на достоверность этих показаний влияет качество контакта в разъеме (фишке), целостность проводов, уровень зарядки аккумулятора и напряжение в бортовой сети.
Индикаторы, из-за неисправности которых двигатель может начать троить на горячую:
- Датчик положения коленчатого вала.
- Индикатор положения распредвалов (если есть).
- Кислородный датчик – лямбда-зонд.
- Датчик давления топлива (common rail).
- Прибор учета потребления воздуха (расходомер).
- Температурные датчики (масло, ОГ, охлаждающая жидкость).
- Датчик положения заслонки (дросселя).
Часто бывает так, что мотор машины начинает троить из-за одного магнита и кусочка провода, а до обнаружения источника проблемы владелец автомобиля уже поменял свечи, форсунки, или даже топливный насос.
Если автомобиль часто троит на горячую – чтобы исключить неисправность одного или нескольких датчиков – нужно провести подробную компьютерную диагностику, либо, если машина «возрастная», и не оборудована БК с системой самодиагностики – последовательно снимать детали, оказавшиеся «под вопросом», проверять их соединение, подачу питания, прозвонить автотестером.
Неисправности, при которых дизельный движок троит на горячую
Если у вас нет возможности сделать развернутую диагностику двигателя, основная задача – понять, это двигатель троит, или просто мотор трясется от вибрации. Убедитесь в том, что в работе двигателя действительно наступают пропуски – прослушав звук выхлопа (равномерный, или нет). Затем, так же, на слух, определите цилиндр, который пропускает. Поменяйте местами его форсунку с соседней. Если начнет троить другой цилиндр – проблема в форсунке.
Ровная работа дизеля, в основном, зависит от качества настройки топливной аппаратуры, поэтому в первую очередь на дизельном моторе проверяют:
- Индивидуальную производительность каждой форсунки (проливка).
- Форму (факел) распыла форсунок.
- Давление в «высокой» магистрали.
- Давление в «низкой» магистрали.
- Интенсивность слива «обратки», чистоту фильтра.
- График открытия и закрытия форсунок (осциллограф).
Еще одна неявная причина – когда двигатель троит после довольно длительного времени работы (через час или более), после пуска появляются вибрация и «пропуски», как будто машине не хватает топлива – это некорректная работа системы ЕГР, возвращающей в цилиндры отработанные газы не в том объеме, который мотор способен «переварить».
Самые распространенные поломки, из-за которых дизель троит на горячую:
Неисправность |
Признаки |
Решение проблемы |
Подсос воздуха в топливной магистрали (до ТНВД). |
При запуске – работает нормально, после – двигатель троит, не развивает обороты. |
Замена трубок топливопровода. |
Превышение давления топлива в форсунке. |
Мотор после пуска троит на всех оборотах, явная сильная вибрация, слышен стук или цокот со стороны ЦПГ. |
Ремонт ТНВД, замена клапана давления. |
Недостаточный распыл топлива форсункой. |
Машина дергается на ходу, троит после нагрева, на оборотах больше 1000. |
Проверка качества работы форсунок, очистка, или замена. |
Падает давление в топливной рампе. |
Неисправен датчик давления – клапан слива топлива (обратка) открывается раньше, чем нужно. |
Ревизия контактов, замена датчика сброса давления. |
Поджат (не до конца закрывается) один или несколько клапанов. |
Начинает троить на холостых, или малых, после прогрева – горение смеси неравномерное. Если добавить обороты – проблема пропадает. |
Регулировка зазора клапанов. Замена гидрокомпенсаторов. |
Оторвался (отказал) датчик положения коленвала. |
Нестабильные холостые, проблемы с пуском, троит при запуске и после нагрева. |
Замена датчика. |
Форсунки
Если признаки указывают на дефицит топлива – независимо, дизель это или инжектор – устранение причины неисправности невозможно без корректной аппаратной проверки форсунок. В случае с пьезофорсунками – нужно обязательно проверить на ошибки модуль управления ими, а также корректно прописать в системе установленные детали.
Компрессия в цилиндрах
Когда машина троит при запуске на горячую – пока двигатель еще не остыл – это может указывать на низкую степень сжатия смеси в одном или нескольких цилиндрах. Троение, если, например, взять за норму показатель в 11–12 единиц – будет возникать уже при 9 или 8. По мере того, как цилиндр будет прогреваться – будет начинаться подсос воздуха извне, смесь станет бедной, этот цилиндр начнет греться больше остальных. В дизеле – низкая степень сжатия просто не позволит смеси воспламениться – и она будет вылетать в выпускной коллектор.
Причины низкой компрессии у двигателя:
- Прогар седла или самого тела клапана.
- Износ гильзы (выработка поверхности цилиндра).
- Залегание компрессионных колец поршней (закоксовка).
- Износ или поломка компрессионных или маслосъемных колец.
- Деформация, прогар поршня.
- Пробитая прокладка ГБЦ.
Мотор будет троить только если большинство цилиндров, все же, будут работать адекватно, иначе – машина просто не заведется, или будет заводиться с большим трудом. Основной признак того, что цилиндр «пропускает» – более низкая температура в его части выпускного коллектора. Проверить этот признак сложно – на большинстве автомобилей для этого надо снять тепловой экран.
Чтобы узнать без разборки двигателя из-за какой неисправности он троит (причина в поршне и кольцах, или в клапанах), нужно провести замер компрессии в каждом цилиндре, затем – залить в каждый по 1 мл моторного масла и снова измерить ее. Если значения будут те же, что в первый раз – проблема в «головке» двигателя (клапана, седла, прокладка). Если компрессия увеличится – проблема в ЦПГ.
В заключение
Троение может возникать из-за приличного общего износа двигателя, когда несколько причин «сводятся» в одну – например, недостаточная компрессия, слабая искра и засоренная форсунка, но тогда оно будет наблюдаться и на холодном двигателе.
Причиной того, что машина троит на горячую может оказаться неисправный клапан отвода (вентиляции) картерных газов. Если забитый КВКГ не справляется с растущим по мере прогрева давлением внутри картера – авто поначалу начитает троить периодически, затем – при каждом пуске.
Неравномерная работа мотора, проблемы с пуском, вибрация и троение на горячую – явный признак нарушения фаз газораспределения. Если незадолго до того, как двигатель начал троить (не важно – прогретым, или на холодную) с ним проводились ремонтные работы – замена ремня или цепи, прокладки ГБЦ, регулировка клапанов или их замена из-за прогара – есть очень большая вероятность, что метки ремня ГРМ или цепи смещены.
В поисках причины, почему автомобиль троит на горячую – всегда стоит начинать с подробной компьютерной диагностики. Если у вас нет возможности воспользоваться сканером – начинайте поиск и устранение неисправности с проверки свечей и катушек (бензин), форсунок, замера компрессии.
Комментарии0