Двигатель троит на холодную: причины
Владельцы большеобъемных дизелей знают, что при запуске в холодный период мотор может работать громко, неровно, подтраивать, пока не прогреется, и это – нормально. Но что делать, если бензиновый двигатель троит на холодную, а после прогрева, или выхода на определенные обороты (чаще 2000 и выше) – работает ровно? Причем проявляется проблема только при первом пуске – с утра, или после длительной стоянки, а затем, в течение дня – не беспокоит, на расходе, или динамике – не сказывается. Для ДВС, как для бензиновых, так для дизельных, есть общие причины такого «поведения», и индивидуальные. Давайте разберем, куда «копать» в их поиске.
Как определить, что холодный движок троит
Неравномерный «хлопающий» звук работы, вибрация, «покашливание», повышенный шум – это признаки нарушения нормальной работы ДВС.
В начале прогрева, обороты – автоматически «вырастают» для компенсации холодного старта, а когда мотор уже прогреется – падают до 800–600 об/мин., (в зависимости от настроек авто). Троение на холодную чаще всего сопровождается «плавающими» холостыми, поэтому следите за тахометром.
Основные (общие для ДВС) причины троения при прогреве
«Фантомные» – не имеющие видимой причины и бесследно пропадающие через некоторое время признаки неисправности – чаще всего относятся к электрике авто. При повышенной влажности воздуха (дождь, туман) часть воды оседает конденсатом на холодных деталях и создает отличный электропроводный «мостик» для утечек через поврежденную изоляцию. Если в электрооборудовании есть дефект, вроде трещин в изоляции катушки зажигания, свечного колпачка, или ВВ проводов – он, вероятнее всего, проявится на холодную, а по мере прогрева и подсыхания влаги – мотор опять начнет работать нормально. Пробитая изоляция не всегда заметна визуально.
Еще причины, по которым машина будет троить на холодном двигателе:
- Бедная смесь – дефицит горючего в ней (редко – низкое качество самого горючего).
- Подсос воздуха – негерметичность коллектора после дроссельного узла, или самой камеры сгорания.
- Пропуски зажигания, или очень слабая искра, неспособная поджечь холодную смесь.
- Низкая степень сжатия, или неверно отрегулированный тепловой зазор выпускных клапанов.
- Забитый клапан вентиляции картерных газов КВКГ.
- Неисправность одного из датчиков, влияющих на состав смеси, корректировку по форсункам, момент опережения зажигания.
На входе во впускной коллектор, в вакуумной трубке (ГВУТ), в уплотнениях дроссельного узла, впускного коллектора (на входе в определенный цилиндр), или его вихревых заслонок – могут образоваться щели, через которые неучтенный расходомером воздух прорывается в камеру сгорания, обедняя смесь. Сам ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) – тоже может давать неверные показания из-за загрязнения или механического повреждения.

Датчики
Кроме расходомера, блок управления зажиганием и топливными форсунками опирается на показатели еще нескольких датчиков. Из-за большого различия в конструкции автомобилей, количество этих приборов разное, но можно дать общие рекомендации в направлении поиска проблемы: ДТОЖ и ДПКВ. Датчик температуры охлаждающей жидкости – «сообщает» мозгам о том, когда откроется термостат и антифриз начинает идти по большому кругу. А с датчика положения коленвала поступает информация на ЭБУ для вычисления угла опережения зажигания, необходимого для нормального пуска (на низких оборотах опережение чуть меньше, чем на средних).

Почему ГБО на холодную троит
Если бензиновый автомобиль с ГБО второго или третьего поколения троит при запуске на холодную – проблема может быть в неверной настройке винта «жадности» (уровня холостых) на редукторе. Более поздние поколения – частично лишены этой проблемы.
Почему двигатель троит на бензине
Нестабильная работа двигателя на холодную у инжекторных двигателей чаще всего связана с неисправностью топливной системы. Определив, какой из цилиндров троит, нужно оценить производительность и распыл его форсунки. Если вы не можете это сделать, проверьте, хотя бы (мультиметром) соответствие напряжения, поступающего на нее – нормальному для конкретной модели. Следующим возможным источником проблемы на бензиновых моторах с common rail становятся клапан давления и подкачивающий насос. Кроме того, проверьте состояние топливного фильтра (в нем мог скопиться конденсат).

Система зажигания
Тряска на холодную после запуска редко возникает из-за отказа катушки (индивидуального модуля) зажигания. Ее неисправность проявляется обычно на горячем двигателе. Свечи, а скорее всего – одна из них – вполне могут спровоцировать троение, даже вполне исправные. Если проблема проявилась после недавней замены свечей, вполне вероятно, что свечи не подходят по калильному числу либо зазору между центральным и боковым электродом.
Также мощности искры при холодном старте не хватает на то, чтобы поджечь смесь, если происходят потери в ВВ проводе. Измеряйте сопротивление. Для большинства авто оно не должно превышать 18 кОм. Дальше – по цепочке проверяйте: напряжение, приходящее на катушки, его показатель в бортовой сети, уровень зарядки АКБ, качество затяжки клемм (особенно – минусовой).

Почему двигатель троит на дизеле
Первый кандидат на проверку или замену, если холодный двигатель троит, дымит, с большим трудом запускается при низкой температуре – свечи накаливания. Проблема может не ограничиваться одной неисправной свечой. Подвод питания (провода) на них идет индивидуально, поэтому проверяйте не только свечи, но и целостность проводов, предохранителя, реле. Измерьте приходящее питание (не менее 10V), и ток потребления (пределы – смотрите по мануалу, они сильно разнятся в зависимости от модели).
При низких забортных температурах рекомендуется предварительно прогревать свечи – пару раз включить и выключить зажигание, дождавшись сигнала (щелчка) реле, а затем уже – заводить двигатель.
Если проблема возникла как раз после замены – вероятнее всего они неправильно подобраны: двигателю не подходят их характеристики напряжения и ток (потребление).

Топливо
В межсезонье нестабильнаяработа мотора первые минуты после запуска может быть связана с типом горючего. Если на вашей заправке еще не позаботились о «зимней» соляре, а на дворе по ночам «минус» – в ходе стоянки вполне могло «запарафинить» сопла форсунок, фильтр, или «прихватить» участок топливной магистрали возле фильтра. Если процесс только начался, а мороз не критичен – машина заведется, но пока не согреется, на холодную – будет подтраивать (бедная смесь).
Летом, когда опарафинивание форсункам не грозит, нехватка топлива в конкретном цилиндре возникает либо от низкой компрессии, либо – от некорректной работы форсунки.
Это может быть:
- Механическая неисправность распылителя (забит, или не закрывается, льет).
- Сбившаяся регулировка форсунки под давление, подаваемое насосом.
- Неверные значения корректировки, подаваемые на форсунку блоком управления.
В дизельных ДВС, практически поголовно оборудованных системой ЕГР, которая возвращает часть отработанных газов во впускной коллектор, попадание туда недожженного топлива крайне нежелательно. Система функционирует нормально и не «убивает» двигатель – пока канал чист. Если через клапан ЕГР полетит сажа, масло или солярка – первым заклинит его. В закрытом положении он повлияет только на «токсичность» выхлопа и, возможно, вызовет некритичные ошибки по смеси. Оставшись в открытом положении – клапан начинает подавать цилиндрам отработанные газы постоянно, что на холодную и вызывает «подергивания», перебои, троение. Под нагрузкой такая неисправность – усугубляется, и автомобиль начинает «тупить».

Как найти неработающий цилиндр
Самый достоверный метод понять, почему мотор троит на холодную, что конкретно происходит с двигателем при прогреве и вычислить «виновника» троения – сканирование, которое сразу покажет ошибки по пропускам в конкретном цилиндре и «расскажет» массу полезной информации.
Если для аппаратной диагностики средств или возможности нет – ищите простым методом исключения. Определить неисправный цилиндр можно на работающем двигателе – на холостых, по очереди отключая питание форсунок, или снимая провода с разъемов модулей зажигания (либо – колпачки ВВ проводов со свечей, если катушки не индивидуальные). Отключайте, слушайте и возвращайте на место, переходя к следующему. Тот цилиндр, отключение которого не скажется на звуке работы ДВС – троит.

В чем опасность эксплуатации троящего авто
Как только автомобиль затроил – у начинающих водителей возникает вопрос: можно ли ездить с этой неисправностью, и как долго? Если вам все равно, вы не стремитесь продлить ресурс двигателя, и не чувствуете дискомфорта от его неправильной работы – можете ездить пока машина не перестанет заводиться. Конечно, троение мотора на холодную, пропадающее после выхода на рабочую температуру – не аварийный режим, но тоже ускоряет его износ. Это первый, пока еще «лайтовый» звоночек, что «что-то пошло не так», исправить который всегда легче, чем ремонтировать результат усугубления дефекта.
Характер поломок из-за подтраивания на холодную – зависит от причины некорректной работы мотора.
Еще бензомасляная смесь – «закидывает» электрод свечи, затрудняя его самоочистку и дальнейшее искрообразование.
Несгоревшее (или не до конца сгоревшее) топливо, попадая в выпускной коллектор автомобиля, загрязняет катализатор (или фильтр DPF, если речь о дизеле), ускоряя необходимость его прожига. В «тянучем» городском режиме это сделать сложно, поэтому «кат» забивается, греется, выгорает и разрушается быстрее. Эта неисправность – обязательно «потянет» ошибки по лямбдам, а, возможно, и что-то серьезнее (зависит от возраста авто).
Устранение неисправности
Проверить предположение о неисправности конкретного узла – проще всего заменой его на заведомо исправный. Свечи, бронепровода, модули (катушки), форсунки, датчики – даже если они абсолютно новые, перед установкой желательно проверить по основным параметрам (нельзя исключать случай заводского брака), чтобы такая замена не «увела» поиск поломки в неверном направлении.
У каждой марки автомобилей есть свои конструктивные отличия, влияющие на сложность доступа к проблемным запчастям.
Отогнать машину на диагностику в проверенный сервис – шаг вполне рациональный. Особенно – учитывая то, что за новыми комплектующими не придется ездить отдельно – их можно будет установить прямо на месте проверки.
Комментарии0