Как отремонтировать глушитель холодной сваркой
Вы наверняка замечали, что автомобили одной и той же модели звучат по-разному. И дело не всегда в двигателе. Конечный звук формирует выхлопная система. Звук от газов, что проходят сквозь лабиринт глушителя, уменьшается. В итоге мы получаем тихий и приятный выхлоп. Но если вдруг гражданский автомобиль стал «рычать» подобно Мустангу, скорее всего, это прогоревший глушитель.
Почему он прогорает?
Факторов, влияющих на ресурс, много, но вот основные из них:
- Перепад температур. Если брать выхлопную систему в целом, то глушитель является наименее теплонагруженной деталью. Элемент нагревается максимум до 350 градусов. Но этого хватит, чтобы внутри образовался конденсат, который никуда не денется и образует ржавчину внутри (а как мы знаем, это не труба, а целый лабиринт). Также нужно брать во внимание толщину стенок, из которых он изготовлен. Чем тоньше металл, тем хуже он переносит негативные воздействия.
- Место расположения. Глушитель находится за задними колесами. Это самое грязное место в авто. Вода, песок, соль – все это попадает на поверхность. И какой бы тщательной не была мойка, все равно эту грязь полностью не смыть. Она остается там годами, вместе солью разъедая и без того тонкий металл. Добавим сюда еще и низкое расположение. Сохраняя место в салоне, многие производители опускают глушитель в самую нижнюю точку. Время от времени им цепляют об асфальт и грунтовку, что никоим образом не продлевает ему жизнь.
Как можно отремонтировать?
Итак, мы обнаружили дыру или трещину. Для ремонта можно использовать сварочный аппарат, но подойдет далеко не каждый. Даже 2-миллиметровый электрод запросто прожжет металл, увеличив дыру еще больше.
Более простой способ – заделать глушитель холодной сваркой. Это двухсоставной клей, стойкий к агрессивным воздействиям (влага, соль, перепады температур – все то, что терпит наш глушитель).
Холодная сварка может отличаться по сфере применения (металл, пластик, дерево), но главные составляющие ее не меняются. Это:
- эпоксидная смола (клеящий компонент);
- отвердитель (как в автомобильной шпаклевке, служат для ускорения полимеризации материала);
- пластификатор (придает составу мягкость, что позволяет нанести его на любую рельефную поверхность);
- наполнитель (порошок из разных металлов).
Пригодна ли холодная сварка для ремонта выхлопных систем? Забегая наперед, ответим, что такую сварку использовать можно, но не во всех случаях.
Преимущества и недостатки
Среди плюсов холодной сварки стоит отметить:
- Устойчивость материала к ударам и вибрациям. Именно то, что происходит с выхлопной системой каждый день.
- Возможность работы в широком диапазоне температур. Универсальные материалы выдерживают нагрузку до 260 градусов, термостойкие – до 1000 (как понимаете, для нас нужен последний вариант).
- Эластичность. Материал принимает любую форму и хорошо прилипает к поверхности. Но нужно действовать быстро, так как подобно шпаклевке, холодная сварка твердеет за пару минут.
- Цена. 50-граммовый тюбик стоит около 350 рублей. Этого объема хватит, чтобы замазать пару дыр или трещину.
- Технология ремонта. Не нужно знать правила электродуговой сварки – зачистил, замазал и забыл.
Поговорим о недостатках. Главный минус материала – это ограничения в его применении при ремонте выхлопной. Холодная сварка – не панацея, и нужно знать, в каких случаях ее можно применять:
- Диаметр прогоревшего отверстия не больше 2 сантиметров. Чем больше размер, тем меньше шансов, что клеевой состав будет держаться. В запущенных случаях, увы, поможет только заплатка и сварочный полуавтомат.
- Длина каждой трещины не больше 5 сантиметров. Если речь идет о нагруженных узлах (например, стык «банки» с трубой), допустимая длина будет еще меньше.
Холодная сварка не будет держать металл на излом так, как нормальный сварной шов. Замазать небольшую дыру от выхлопных газов – пожалуйста, но в остальных случаях без классической сварки не обойтись (а иногда приходится даже наваривать усиления).
Как выбрать холодную сварку
Если речь идет о ремонте выхлопной системы, нужно выбирать двухкомпонентные составы. Однокомпонентные застывают моментально после открытия, то есть повторно такой тюбик уже не применить. Двухкомпонентные составы имеют 2 слоя – отвердитель снаружи и эпоксидная смола внутри. Такую сварку можно использовать в течении всего срока годности, отрезая лишь часть состава для латки.
Ниже мы приведем модели двухкомпонентных составов, пригодные для ремонта выхлопных систем.
Место в рейтинге |
Марка, модель |
Страна происхождения |
Устойчивость к нагреву, оС |
Средняя сила отрыва, Ньютон |
1 |
«Эльф Филлинг» Титан |
Россия |
до +230 |
381 |
2 |
Hi-Gear «Быстрая сталь» |
США |
до +260 |
239 |
3 |
Abro Steel |
США |
до +260 |
235 |
4 |
Adefal Trading S.A. Poxipol |
Уругвай |
до +120 |
214 |
5 |
WURTH Liquid Metal Fe 1 |
Германия |
до +120 |
79 |
Как заделать дыру в глушителе холодной сваркой
Выбрав ремонтный состав, можно приступать к работе. Но нужно помнить, что он наносится при температуре выше +5 градусов (иначе эффект под вопросом). Работа выполняется в несколько этапов:
- Подготовка металла. Место ремонта нужно тщательно очистить от ржавчины и обезжирить. Если латка будет в труднодоступном месте, «банку» лучше снять. Помните, что чем лучше будет подготовлена поверхность, тем надежнее соединение.
- Подготовка клеящего состава. Так как у нас будет использоваться двухкомпонентный состав, его нужно предварительно подготовить – отрезать часть «колбаски» и размять руками до однородного состояния. Важно работать в защитных перчатках, так как состав очень агрессивный.
- Нанесение состава на поверхность. Материал нужно крепко прижать к металлу и равномерно разравнять. Толщина слоя не должна превышать 5 миллиметров. Если отверстие большое, материал наносят в 2 слоя, после полного затвердевания предыдущего.
- Полимеризация. Состав затвердевает за 24 часа (некоторые модели за 12). В течении этого времени не рекомендуется запускать автомобиль.
Проверить герметичность можно, нанеся пену на ремонтируемый участок. Если есть пробои, наносится еще один слой аналогичным методом.
Восстановление масштабных повреждений
Как мы отметили ранее, масштаб использования холодной сварки ограничен. Но можно пойти на некоторые «уловки». Например, если на участке много небольших дыр или одна большая, можно приклеить латку. Достаточно вырезать кусок металла толщиной 1-1.5 миллиметра и придать ему нужную форму. Подготовив поверхность, нанесите слой двухкомпонентного состава и прижмите латку на 30-60 секунд. Также обработайте клеем наружные края новой латки.
Теперь то, чего нельзя делать. Это «гусак». Он терпит большие нагрузки на кручение и изгиб.
Поэтому каким бы прочным не был состав, он не закрепит надежно соединение. Чего уж говорить, если даже обычная сварка порой не справляется с этой задачей.
Долговечность ремонта
Насколько долговечным будет такой ремонт, зависит от трех факторов:
- качество используемого материала (чем дороже – тем дольше продержится);
- нагрузка на ремонтируемый участок;
- состояние глушителя.
Привести конкретные цифры сложно – слишком много сторонних факторов. Но если глушитель относительно новый и повреждения небольшие, ему можно продлить жизнь еще на пару лет. Когда речь идет о старой и ранее ремонтируемой выхлопной, долговечность латки будет под вопросом. Если старая латка и продержится, не факт, что рядом не будут образовываться новые. Поэтому перед использованием такой сварки нужно оценивать состояние самого глушителя. Если он уже «труп», никакой ремонт, увы, не поможет.
Комментарии0