Как поменять цепь распредвала?
Цепь распредвала (или цепь ГРМ) – элемент системы газораспределения, отвечающий за синхронизацию работы коленчатого и распределительного валов. В отличие от ремня ГРМ цепь изготавливается из металлических звеньев, что дает ей определенные преимущества в плане долговечности в случае правильного ухода за двигательной системой.
Особенности цепного привода
Цепь способна выдержать пробег свыше 300 тыс. км, но только если изначально деталь была высокого качества, а автомобиль содержался в хорошем состоянии. В этом случае привод ГРМ не доставит автовладельцу хлопот. Но в реальных условиях эксплуатации цепи распредвала выходят из строя довольно часто. Например, на ВАЗ регламент предписывает замену уже при 60 тыс. км пробега, хотя на практике деталь может прослужить намного дольше.

Обрыв цепи распредвала провоцируют:
- эксплуатационный износ;
- низкое качество самой детали, ее брак;
- попадание посторонних предметов между звеньями;
- неисправность насоса;
- заедание коленчатого и распределительного валов;
- неисправность натяжных роликов;
- неправильные установка и натяжение цепи;
- попадание на цепь масла в результате утечки;
- попадание загрязнений извне (пыль, песок, пыльца растений) — ситуация усугубляется, если все это оседает на масляной пленке, которая образуется в результате утечки смазки ДВС;
Резкое торможение и интенсивное наращивание оборотов также могут спровоцировать обрыв.
Основными
недостатками цепного привода являются шумность и высокая стоимость. К
второстепенным минусам можно отнести то, что из-за шумности сложно распознать
появление посторонних звуков в работе автомобиля, которые сигнализируют о
неисправностях.
Последствия обрыва цепи ГРМ
Когда обрывается цепь привода распредвала, прерывается передача вращательной энергии на сам распредвал, в результате чего он останавливается. Коленвал же в это время продолжает движение, толкая поршни, которые наносят удар по остановившимся клапанам. В лучшем случае погнет несколько клапанов, в худшем произойдет загиб всех плюс частичное разрушение поршней. Иногда в результате обрыва происходит полный выход из строя двигателя - приходится его менять.
Признаки нарушений функционирования системы газораспределения, вызванные растяжением цепи – это:
- рывки в процессе езды;
- трудный запуск ДВС;
- перегрев антифриза;
- падение «приемистости».
Чтобы избежать капремонта, следует регулярно проверять цепь на предмет износа, следить за герметичностью двигательной системы, устранять утечки масла. И ставить только надёжные брендовые запчасти.

Как произвести замену цепи распределительного вала?
Замена цепи распредвала выполняется в определенной последовательности:
- Снимается клапанная крышка.
- Коленчатый вал проворачивается, пока метки на подшипниках и звездочке распределительного вала не совпадут.
- Отгибаются усики упорной шайбы фиксирующего болта на звездочке распределительного вала.
- Валы фиксируют во избежание проворачивания. Для этого включается четвертая (либо задняя) передача, приводится в действие стояночный тормоз.
- Слегка ослабляется крепежный болт на звездочке распределительного вала. Именно ослабляется, а не снимется.
- Демонтируются башмак натяжителя и успокоитель.
- Выворачивается и снимается ограничительный палец.
- Снимается звездочка валика вспомогательных узлов. Для этого приходится отгибать усики в точке крепления упорной шайбы, заклинить саму звездочку, чтобы она оставалась в неподвижном состоянии, и открутить фиксирующий болт.
- Демонтируется звездочка распределительного вала. Для этого необходимо до конца вывернуть ослабленный ранее болт и аккуратно извлечь деталь с посадочного места.
- Снимается старая цепь распределительного вала. Сделать это нужно, не демонтируя шестерню коленвала.
- Состыковываются метки на блоке цилиндров и шестерне распределительного вала. Для этого необходимо провернуть коленвал до полного их совпадения.
- Производится установка цепи распредвала. Прежде чем приступить к монтажу, на запчасть наносится моторное масло. Установка проводится в определенном порядке – сначала цепь надевается на шестерню коленвала, затем на шестерню приводного валика вспомогательных узлов. После этого шестерня с цепью устанавливается на валик.
- Осуществляется натяжение ведущей ветви цепи, слегка прикручивается крепежный элемент. С помощью крючка цепь подтягивается к распредвалу, надевается на шестерню и натягивается с таким расчетом, чтобы метки на подшипниках и шестерне распределительного вала совпали.
- Производится сборка механизма в обратном порядке.
- Проводится контрольная проверка.

Вместе с цепью зачастую требуется сменить звездочки валов, крепежные элементы, прокладку крышки мотора.
Неправильное натяжение цепи приводит к интенсивному износу детали, может спровоцировать обрыв и некорректную работу двигателя. Для устранения ошибки может потребоваться повторная замена, а в случае обрыва — капремонт мотора. Поэтому ремонт распредвала следует доверять сотрудникам автомастерских, иначе незначительная экономия может трансформироваться в огромные расходы.
Комментарии0