Тюнинг ГБЦ ВАЗ: корректировка каналов ГБЦ и коллектора
Ресурсная база и реальный эффект
Точная расточка каналов в ГБЦ на 8 клапанов приводит к увеличению коэффициента наполнения цилиндров, заметно повышая «отдачу» мотора при комплексном тюнинге. Доработка зачастую является логическим завершением процесса увеличения рабочего объема двигателя.
Операция преследует следующие цели:
- небольшое увеличение диаметра;
- удаление дефектных литьевых участков в виде приливов/уступов;
- изменение макрогеометрии: коррекция радиусов скруглений;
- улучшение микрогеометрии: полировка каналов.
Геометрия впускного и выпускного коллекторов совместно с ответными магистралями в ГБЦ представляет форму впускного/выпускного тракта. Неточная стыковка или пропорциональное несоответствие размеров сечений соединяемых деталей автоматически ведет к увеличению газодинамических потерь. Кроме того, прокладки в местах соединения способны внести свои отрицательные коррективы.
Инструмент и планировка процесса расточки
В качестве формообразующего инструмента при обработке каналов служат:
- шаровые фрезы, откалиброванные по требуемому диаметру расточки (31, 32, 29 мм);
- набор шарошек;
- наждачная бумага средней зернистости.
Вспомогательными приспособлениями служат:
- дрель;
- шланг немного меньшего диаметра, нежели расточенный канал;
- штангенциркуль.
Упрощенно план технологического процесса расточки каналов в ГБЦ ВАЗ 2109 с 8 клапанами выглядит так:
- тюнинг коллекторов;
- выставление соосности отверстий коллекторов и «головы»;
- обработка магистралей ГБЦ;
- доработка прокладок.
Обработка коллекторов
Методика доработки геометрии коллектора предусматривает два этапа:
- достижение необходимого диаметра фрезерной обработкой;
- полировка тракта специальным приспособлением (наждачная бумага, закрепленная на шланге, вращающемся с помощью дрели).
Ключевое требование – сохранить штатное расположение оси канала и форму сечений проточной части.
Замечания:
- перед расточкой коллектора настоятельно рекомендуется точно определить взаимное расположение коллекторов относительно ГБЦ (установить два штифта);
- диаметр отверстий впускного трубопровода допускается изготавливать на 1-1,5 мм меньшим, нежели размер ответных окон в «голове» (по этой причине впускной коллектор иногда и вовсе не обрабатывается);
- отверстия выпускного коллектора должны быть равными или большими на 1-1,5 мм по отношению к размерам ответных трактов головки блока.
Самостоятельная расточка впускных и выпускных каналов ГБЦ ВАЗ 2109 на 8 клапанов: ход и нюансы процесса
К сведению. Хорошо считать задающий коллектором контур помогут отпечатки от нанесенного на торец «головы» солидола или пластилина.
Размеры, достигаемые в процессе расточки каналов ГБЦ двигателя на 8 клапанов, таковы:
- впуск – 31-32 мм;
- выпуск – 29 мм.
Последовательность обработки тракта в головке блока следующая:
- фрезеровать со стороны коллектора до втулки под клапан;
- фрезеровать со стороны камеры сгорания (седла под новые клапана уже должны быть установлены или развернуты родные);
- доработка геометрии шарошками различных конфигураций;
- шлифовка выпускных магистралей.
Перед выполнением операции следует обратить внимание на нюансы:
- доводку впускных каналов наждачной бумагой производить не требуется: изъяны поверхности способствуют осаждению капель бензина и последующему его испарению;
- при обработке впускной магистрали четвертого цилиндра неизбежно будет вскрыт канал маслосистемы, в который необходимо будет установить специально выточенную втулку;
- при доработке следует с особой осторожностью относиться к увеличению диаметра канала (превышать рекомендуемые 32 и 29 мм категорически не рекомендуется): высок риск вскрытия рядом проходящей рубашки охлаждения, что приведет к невозможности дальнейшей эксплуатации тюнингуемой «головы».
Окончательно на торец ГБЦ устанавливается прокладка и производится ее доработка. С расточкой каналов ГБЦ девятки принято совмещать замену всех 8 клапанов на аналоги увеличенного размера с сохранением соотношения: диаметр впускного клапана – 0,75 от диаметра выпускного. В большинстве случаев применяется пара 39-34 мм; допускается до 41-34 мм. Фаски клапанов и седел (уже развернутых или установленных новых) подлежат доработке.
Краткие сведения о технологии расточки
- Применяемый инструмент – шаровые фрезы подходящего диаметра (31-32, 29 мм), шарошки, наждачная бумага.
- Нюансы выполнения – обработка имеет место быть только после расточки коллекторов и только по фасонному контуру, который получается после предварительной стыковки.
- Основные операции – фрезерование всех каналов со стороны коллектора и камер сгорания с последующей шлифовкой только выпускных.
- Выдерживаемые размеры: впуск – 31-32 мм; выпуск – 29 мм.
- Подводные камни – во впускном канале четвертого цилиндра вскрывается маслоканал, подлежащий «завтуливанию»; рубашка охлаждения пролегает довольно близко и при превышении размеров может быть вскрыта (восстановлению такая ГБЦ не подлежит).
Комментарии0