Как заменить крестовины «кардана» на Lada 4x4?
Подготовительный процесс: выявление неисправности, закупка комплектующих и необходимый инструмент
Актуальной замена крестовины карданного вала на Нива является в случае наличия посторонних скрипов, стуков и тресков в передаче вне зависимости от скорости передвижения. Перед приобретением новых деталей следует принять во внимание такие факты:
- на автомобилях с 1988 года выпуска используются модифицированные детали с увеличенным диаметром и штампованными подшипниками (впрочем, на модели до 1988 г.в. можно поставить новые валы в сборе);
- модели выпуском мая 2010 года и позже оснащаются валами с шарнирами равных угловых скоростей;
- в розничной сети реализуются детали с удобным расположением отверстия для шприцевания: на торце чашки подшипника.
Из набора инструментов и приспособлений понадобятся:
- молоток;
- зубило;
- два ключа на «13»;
- круглогубцы;
- съемник;
- болгарка;
- тиски.
Создание условий для произведения смены крестовины карданного вала
Проведение любых операций с шарнирами возможно только на снятом «кардане», для чего необходимо:
- включить нейтральную передачу, отжать ручной тормоз;
- поднять автомобиль на подъемнике или вывесить переднюю/заднюю ось (зависит от типа «кардана»: передний/задний), поставив противооткатные элементы;
- сделать зубилом две метки в местах соединения фланцев «кардана» с мостом и раздаточной коробкой;
- отвернуть четыре гайки крепления одного фланцевого соединения, поворачивая вал, и изъять три болта из посадочных мест, повторить спектр действий для второго элемента;
- вынуть оставшиеся болты;
- приблизить обе части «кардана» по шлицевому соединению друг к другу;
- изъять сборочную единицу.
Порядок демонтажа крестовины
Рассматриваемая деталь установлена в вилках с натягом и к тому же зафиксирована стопорными кольцами. При замене крестовины карданного вала на Лада Нива рекомендуется использовать «родные» стопорные кольца – при таком исходе удастся избежать проведения балансировки вала.
Процесс изъятия крестовины производится по такому сценарию:
- снять четыре стопорных кольца, используя круглогубцы;
- наметить краской или зубилом метки, указывающие на взаимную ориентацию вилки фланца и вилки карданного вала;
- выпрессовать корпус подшипника из посадочного места вилки (предпочтительно сначала работать с фланцевой частью), используя съемник;
- закрепить свободную чашку подшипника в тисках (рекомендуется предварительно сделать на чашке лыски с помощью болгарки);
- извлечь корпус подшипника из посадочного места;
- выпрессовать противоположную чашку;
- снять фланцевую часть с крестовины, немного перекосив вилку;
- выбить/выпрессовать оставшийся в вилке фланцевой части корпус подшипника;
- аналогичным образом произвести изъятие еще двух чашек подшипников, запрессованных в вилку «кардана».
Окончательный этап замены крестовины карданного вала на семействе Нива: установка нового изделия
Перед осуществлением монтажных работ необходимо произвести очистку посадочных поверхностей под чашки подшипников. Вновь приобретенную деталь следует подготовить к последующей установке:
- снять корпуса подшипников с крестовины;
- проверить наличие консистентной смазки в подшипниках (при ее отсутствии следует заложить в каждую чашку 0,8-1,2 г. Фиол-2У);
- смазать чашки снаружи любым составом (необходимо для облегчения монтажа).
Этап установки в технологии замены дефектной крестовины карданного вала на Ниве включает следующие переходы:
- вставить две чашки опор качения в ответные отверстия на вилке «кардана»;
- смонтировать крестовину;
- запрессовать корпуса подшипников в тисках так, чтобы торец детали был ниже проточки под стопорное кольцо (на окончательном этапе необходимо применить подходящую по диаметру проставку);
- повторить описанные действия для вилки с фланцем, обращая внимание на расположение поставленных ранее меток;
- установить 1 стопорное кольцо;
- подать с помощью приспособления противоположную чашку до упора и вставить 2-е стопорное кольцо, после чего повторить действие для второй пары чашек.
Ключевые моменты:
- при запрессовке новых чашек с подшипниками необходимо контролировать легкость вращения крестовины;
- если при запрессовке корпусов подшипников крестовина «упирается», необходимо проверить расположение качающихся элементов устройства – иголок;
- после сборки крестовины нанести удары молотком через пластмассовую подкладку по вилке и фланцу для выбора зазоров между чашками и стопорными кольцами;
- перед монтажом вала следует подвигать шарнир в разные стороны с целью выбрать зазоры и совместить метки на фланцах;
- при работе с шарниром скользящей вилки, ее рекомендуется отсоединить от вала, сдвинув сальник и отметив взаимное расположение элементов.
Итоги технологических работ
Маршрут операции по замене крестовины любого карданного вала на Ниве формируют такие мероприятия:
- снять «кардан»;
- удалить стопорные кольца;
- демонтировать дефектный узел, применяя съемник и тиски или молоток, подходящую выколотку и болгарку;
- установить новую крестовину;
- запрессовать подшипники;
- установить стопорные кольца;
- выбрать зазоры в соединениях.
Комментарии1