Зачем нужен и как работает клапан вентиляции картера
При работе мотора в полости картера скапливаются газы. Они попадают туда через микроскопические зазоры в поршневых кольцах из камеры сгорания на такте выпуска. Со временем давление в полости двигателя увеличивается. Если его не «стравить», пострадают уплотнители. Масло начнет вытекать через сальники. Клапан PCV выполняет эту задачу. Он направляет газы из картера обратно во впускной тракт или в атмосферу. Первый вариант предполагает дожиг паров в системе рециркуляции (ЕГР), а второй — обычный выброс наружу. Сапун продлевает срок «жизни» прокладок силового агрегата, сокращает расход топлива и масла.
Что такое картерные газы
Картерные газы в автомобиле — это микс паров, образующийся после детонации топливовоздушной смеси (ТВС), который «просачивается» через поршневые кольца в полость мотора. Гремучая смесь состоит из углекислоты, нефтяных компонентов, оксидов азота. Картерные газы вредят двигателю при большой концентрации. Они вызывают проблемы:
- повышение давления в картере, приводящее к утечке смазки через прокладки коленвала, распредвала, клапанов и турбины;
- засорение масла окисленными продуктами сгорания, что снижает его смазывающие свойства, увеличивает износ деталей движка;
- образование нагара на стенках цилиндров, поршнях, клапанах и свечах зажигания, что ухудшает компрессию, мощность силового агрегата;
- попадание картерных газов во впуск через систему рециркуляции (EGR), что снижает качество смеси, увеличивает детонацию, снижает экологичность.
Чтобы предотвратить эти негативные эффекты, в автомобиле устанавливают систему вентиляции картера, которая отводит газы и либо сжигает их в цилиндрах двигателя, либо выпускает наружу через маслоотделительный фильтр.
Где расположен клапан
Клапан вентиляции картерных газов (КВКГ) — это сапун, выравнивающий «лишнее» давление в картере движка. Устройство открывает или закрывает мембрану в зависимости от оборотов мотора. Оно не дает вредным парам снова проникнуть в камеру сгорания и «разбавить» ТВС. Смесь продуктов сгорания идет во впускной коллектор для последующего дожига или выбрасывается в атмосферу. В результате снижается расход масла, сальники дольше остаются в тонусе, силовой агрегат не выходит за рамки действующего экологического класса Евро-6.
Размещение КВКГ зависит от типа и модели машины, а также от конструкции системы вентиляции. Иногда клапан расположен в отдельном корпусе вместе с маслоотделителем, а в других случаях — встроен в крышку двигателя или воздуховод. Чтобы найти сапун в своем автомобиле, нужно обратиться к инструкции по эксплуатации или к сервисному мануалу. Также можно поискать КВКГ по типичным признакам: у него цилиндрическая или конусообразная форма, он соединен с тонким патрубком, который идет от картера к впускному коллектору или дроссельной заслонке.
Устройство и принцип работы
Система вентиляции картерных газов (ВКГ) в автомобиле предназначена для удаления избыточного давления из полости силового агрегата. Это нужно для защиты моторного масла, уплотнительных элементов и металлических деталей от разрушения, загрязнения. В составе системы есть сам клапан, маслоотделитель и подводящие патрубки. Сапун PCV — один из основных элементов системы. Он регулирует поток газов, поступающих из картера. Интенсивность циркуляции зависит от режима эксплуатации двигателя.
Принцип работы исправного клапана вентиляции картерных газов прост. Если давление в полости мотора выше, чем во впускном тракте, пружина сжимается, мембрана отделяется от посадочного места. Пары проникают через отверстие. Все лишнее идет на дожиг в камеру сгорания или выбрасывается наружу. В результате стабилизируется работа силового агрегата, снижается количество вредных выбросов. Если давление во впускном коллекторе превышает аналогичный показатель в картере или равно ему, пружина разжимается, мембрана перекрывает зазор. Газы остаются внутри до тех пор, пока обороты двигателя не повысятся. Тогда интенсивность проникновения паров из камеры сгорания повысится. Давление снова станет высоким. КВКГ откроется.
КВКГ обеспечивает эффективную очистку полости движка от масляного тумана, поддерживает оптимальное давление. Вот для чего нужен рабочий клапан принудительной вентиляции картерных газов. Без него смазка хлынет во все зазоры, выдавит прокладки, пары попадут в камеру сгорания.
Основные неисправности
После 10 тысяч км пробега система отвода картерных газов дает сбой. Появляются неприятные симптомы и признаки. Со стороны клапана слышен свист, при диагностике появляется ошибка P0171, говорящая о слишком бедной смеси. Мотор сложно завести, а при достижении 3000 об/мин ощущается просадка мощности. Сапун ломается по разным причинам:
- Засорение клапана или патрубков вентиляции. Это случается из-за накопления нагара, грязи или конденсата. Тогда сапун заклинивает в открытом или закрытом положении, что нарушает работу мотора, повышает расход масла и горючего, приводит к появлению густого дыма из выхлопа.
- Повреждение сапуна или патрубков СВКГ. Это происходит из-за механического воздействия, перегрева, коррозии или старения материалов. Клапан теряет свою герметичность или эластичность, что приводит к ухудшению работы двигателя, увеличению выбросов вредных веществ.
- Разгерметизация КВКГ. Проблема возникает из-за износа уплотнителей и самого корпуса. Все газы выходят наружу, баланс внутри картера нарушается. Мотор сложно запустить, он теряет мощность и «плавает» на холостом ходу.
Для предупреждения неисправностей клапана рециркуляции картерных газов надо регулярно проводить его диагностику и очистку, а также своевременно менять масло, фильтры в силовом агрегате. При обнаружении признаков поломки лучше сразу поменять КВКГ на новый или обратиться в сервисный центр.
Последствия поломки
Сбой функционирования системы вентиляции картерных газов приводит к плохим последствиям для двигателя автомобиля:
- повышение расхода масла и горючего, ухудшение экологичности выхлопных газов;
- снижение компрессии в цилиндрах, уменьшение мощности, тяги силового агрегата;
- повреждение турбокомпрессора из-за перегрева и засорения;
- перегрев мотора из-за нарушения теплообмена;
- разрушение сальников коленвала и распредвала, прокладок головки блока цилиндров (ГБЦ), клапанной крышки.
Для профилактики поломок системы вентиляции картерных газов надо регулярно проверять ее состояние, чистить или менять загрязненные элементы, заливать хорошее синтетическое или полусинтетическое масло. «Минералка» быстро теряет свойства, выгорает.
Как проверить работоспособность
КВКГ нужен для удаления избыточных газов из поддона мотора. В составе газов есть частицы нагара, несгоревшего топлива, влаги и масла. Они негативно влияют на работу силового агрегата, его ресурс.
Необходимо периодически проверять состояние и работоспособность клапана вентиляции картера. Для диагностики сапуна можно использовать несколько способов:
- Потрясти корпус и послушать, есть ли звук движения элементов внутри. Если все тихо, значит КВКГ заклинил или засорился.
- Подуть в обратную часть сапуна (там, где резьба). Воздух должен свободно проходить наружу. Если нет, значит КВКГ забит или поврежден.
- Подуть сильно в штуцер клапана (там, где подсоединяется шланг). Воздух не должен проходить. Если проходит, значит мембрана не держит давление или имеет дефект.
- Открыть горловину для заливки масла и посмотреть, есть ли избыточное давление. Если воздух выходит из горловины или масло выдавливает наружу, значит сапун не справляется со своей функцией.
Если при проверке обнаружены признаки неисправности клапана вентиляции картера, то его нужно заменить на новый или отремонтировать. Это поможет улучшить работу двигателя, продлить его срок службы. Большинство КВКГ выполнены в неразборном корпусе. Поэтому замена станет основным решением.
Периодичность обслуживания
Клапан вентиляции картера нужно обслуживать регулярно, чтобы избежать его засорения, поломки. Забитый или неисправный сапун вызовет повышенный расход масла, снизит мощность мотора, ухудшит работу каталитического нейтрализатора.
Частота обслуживания КВКГ зависит от типа двигателя, условий эксплуатации автомобиля и качества масла. В среднем рекомендуется проверять клапан вентиляции картера каждые 10-15 тысяч километров пробега или раз в год. Порой это стоит делать раньше, если видны признаки неисправности:
- появление белого налета на щупе или крышке маслозаливной горловины;
- увеличение интенсивности выхлопных газов;
- появление запаха сгоревшего масла в салоне;
- уменьшение уровня смазки в двигателе;
- образование масляных пятен под автомобилем.
Если водитель заметил один или несколько из этих признаков, то КВКГ требует замены или очистки. Для этого можно обратиться в специализированный сервис или выполнить процедуру самостоятельно, следуя инструкции по ремонту машины. Обслуживание клапана отвода картерных газов — это несложная, но очень полезная операция, которая поможет продлить срок службы двигателя и сэкономить топливо, масло.
Методика очистки
Клапан может засоряться от нагара и масла, что приводит к ухудшению работы мотора и увеличению расхода топлива. Для очистки КВКГ можно использовать следующие способы:
- Снять сапун с двигателя, промыть его специальным растворителем или бензином. После этого высушить клапан, установить обратно на место.
- Пропустить через КВКГ сжатый воздух или пар, чтобы выдавить загрязнения из его полости. Нужно быть осторожным, чтобы не повредить другие детали.
- Залить специальные присадки в масло или топливо. Они растворяют нагар в клапане вентиляции картера. Этот способ простой и безопасный, но требует регулярного использования присадок, замены смазки, топлива.
После промывки сапуна нужно высушить его и проверить работоспособность, встряхивая и слушая щелчки внутри. Если клапан не щелкает или щелкает слабо, значит он неисправен, требует замены. Помимо самого КВКГ, надо почистить шланги и трубки системы вентиляции картера, которые могут быть забиты нагаром. Для этого можно использовать тот же растворитель или очиститель, что и для сапуна. Подойдет сжатый воздух или ершик для чистки отверстий. После «генеральной уборки» шланги и трубки нужно установить на свои места, проверить плотность соединений.
Комментарии0