Что такое шрус в автомобиле
Аббревиатура ШРУС расшифровывается как "шарнир равных угловых скоростей”. В большинстве переднеприводных автомобилей таких узлов 4. Они обеспечивают передачу крутящего момента при изменении угла оси приводных валов. Рассмотрим, виды ШРУСов, их принцип работы, признаки поломки и варианты ремонта, что важно знать каждому водителю.
Что такое шарнир равных угловых скоростей
Двигатель в автомобиле служит источником крутящего момента. Вращение от него передается через сцепление (в машинах с МКПП) к коробке передач. От нее крутящий момент поступает на колеса. Но, если мотор и коробка закреплены неподвижно, то колеса постоянно изменяют свое положение относительно КПП.
Что такое ШРУС в автомобиле, важно понимать всем владельцам ТС. В большинстве легковых автомобилей присутствует два наружных (внешних) и два внутренних ШРУСа. Оба способны совмещать оси под разными углами, но работают каждый по-своему.

Внутренние шарниры фиксируются на шлицы вала, выходящего из коробки передач. Чтобы исключить протекание трансмиссионного масла, в этих местах установлены сальники. Внешние располагаются сразу за колесом – на их вал насаживаются ступицы.
Принцип работы и устройство внешнего ШРУСа
Внешний ШРУС состоит из следующих элементов:
- наружной обоймы;
- шариков (обычно 6 шт);
- сепаратора;
- внутренней обоймы;
- резинового чехла;
- хомутов.
Из-за наличия в составе шариков иногда называется шариковым. Насаживается ШРУС на приводной вал и фиксируется стопорным кольцом. За счет канавок в сепараторе и наружной обойме шарики могут немного двигаться взад-вперед относительно оси. При изломе линии шарики на противоположных сторонах сдвигаются тоже по противоположным направлением, обеспечивая преломление вала и поворот колес.

По-другому ШРУС называется гранатой (видимо из-за внешнего сходства по форме). Устанавливается он справа и слева автомобиля, но по сторонам не делится (универсален – подходит на любое переднее колесо). При покупке важна модель авто, поскольку у производителей отличается диаметр и длина вала, а также количество шлицев.
Принцип работы и устройство внутреннего ШРУСа
Внутренний ШРУС имеет меньший угл изгиба оси, зато больше движется вдоль линии передачи вращения, когда колеса сильно выворачиваются в одну из сторон. Узел состоит из:
- наружной обоймы;
- трехшиповика (содержит три игольчатых подшипника);
- резинового пыльника;
- двух хомутов.
По-другому узел называется трипод. Тоже не делится на правый и левый. За счет канавок в наружной обойме три игольчатых подшипника скользят взад-вперед, обеспечивая продольное перемещение.

Признаки и причины поломки ШРУСа
Водителям важно знать признаки поломки ШРУСа любого типа, чтобы вовремя заметить неисправность и обратиться в сервис для ремонта. Игнорирование симптомов поломки может привести к печальным последствиям, включая аварию на дороге.
Почему ШРУС хрустит
Основным симптомом неисправности внешнего ШРУСа является хруст при движении с вывернутыми колесами.
Определить проблемную сторону можно по следующему правилу: если хрустит при повороте руля влево – значит поломан правый наружный ШРУС. Когда клацающие звуки раздаются при повороте вправо —неисправен левый передний ШРУС.
Хруст возникает из-за износа в обойме. Шарики уже не плотно "сидят” и начинают биться при передвижении. Ускорить неисправность может попадание грязи, воды и песка через порванный пыльник, поэтому важно проверять целостность защитного элемента при каждом ТО. Когда хомуты затянуты слабо, резиновый чехол может просто сползти от вибрации, открыв доступ воде.

Если износ не сильный, хруст возникает только при повороте руля в определенное положение, а если вернуть рулевое колесо немного назад, звук пропадает. Когда хруст слышен даже при легком повороте, значит износ уже значительный.
Если это произойдет на трассе, то доставлять машину на СТО придется эвакуатором с погрузкой передних колес на платформу.
Неисправности внутреннего шарнира
Трипод тоже ломается из-за естественного износа или попадания влаги, поэтому водители должны следить за пыльниками и вовремя их менять. В отличие от наружного шарнира, признаком выработки в триподе является треск при движении по прямой. Если медленно ехать по хорошей дороге, будет слышно легкое постукивание. При движении по выбоинам появится заметная вибрация в салоне.
Износ внутреннего шарнира тоже опасен, поскольку игольчатые подшипники распадаются от удара и высыпаются на дорогу. Если трипод сильно изношен, важно избегать резких стартов и торможений, чтобы аккуратно доехать до сервиса.
Устранение неисправности
С завода запасные детали могут поставляться в сборе или по-отдельности, что зависит от марки и модели автомобиля. Если запчасть поставляется в сборе, то это будет полуось, на которую уже набиты оба ШРУСа и зафиксированы пыльники.

Но когда необходимо заменить только один шарнир, а полуось и второй шарнир нормальные, такая замена экономически не выгодная. Поэтому ряд автосервисов научились менять ШРУСы по-отдельности. Старая граната аккуратно распиливается, чтобы не повредить шлицы вала. Затем она сбивается, а новая набивается на ось и фиксируется стопорным кольцом.
Такую работу удобно проделывать в тисках, поэтому на машине демонтируется полуось в сборе, а отверстие в коробке затыкается ветошью. Важно набить достаточно смазки в новый шарнир. Смазка здесь специальная, высокотемпературная. Она обеспечивает скольжение подшипника, защищает от износа, отталкивает воду.
Чтобы продлить ресурс ШРУСов, старайтесь не трогаться на машине резко, избегайте неоправданного внезапного торможения, не выворачивайте рулевое колесо до упора (возвращайтесь от крайней точки на четверть оборота). При обнаружении вибрации или хруста, обращайтесь за диагностикой.
Комментарии0