Как устроена тормозная система автомобиля
Настолько же важной, как рулевая и двигатель, в автомобиле является тормоз или brake system. От его исправности зависит эффективность торможения, а значит — безопасность людей. Грамотный водитель должен уметь не только правильно выбирать запчасти, но и понимать принцип работы тормозной системы автомобиля, хотя бы поверхностно.
Виды тормозных систем автомобиля
Для реализации хорошего и стабильного торможения, конструкторы предусмотрели в автомобиле несколько видов тормозов.
Рабочая
Первоочередная функция этого узла — снижать скорость вращения колес машины вплоть до окончательной остановки. На автомобилях современного образца рабочий тормоз состоит из нескольких компонентов (подробнее ниже).

Работа тормозной системы основана на простейшем принципе — при включении привода, гидравлическое давление повышается. Активируются цилиндры, срабатывают колодки, вращение колес замедляется, и машина останавливается.
Запасная
Служит для экстренной или аварийной остановки машины, если главный тормоз отказал или неисправен. Практически выполняет аналогичную функцию блокировки колес. Может работать как самостоятельный узел или часть основной — например, реализуется один из контуров привода.

Стояночная
Эта часть тормоза выполняет другую функцию — удерживает автомобиль на спусках и при длительных стоянках, блокируя задние колеса. Также она поможет при аварийном/экстренном торможении, когда остальные системы неисправны. Этот вид тормоза часто называют ручным, так как задействуют его привод на многих автомобилях рукой (исключение, Мерседес-Бенц).

Устройство тормозной системы
Обычно гидропривод современного легкового авто имеет простейшее устройство тормозной системы:
- сам привод — на легковых авто он бывает преимущественно гидравлического типа;
- главный тормозной цилиндр (ГТЦ);
- накладки и диски;
- контуры(шланги, трубки);
- педаль привода (находится в салоне, между муфтой и акселератором);
- колесные цилиндры;
- регулятор давления — устанавливается на автомобилях, где предусмотрена вспомогательная ABS, и в процессе резкого торможения уменьшает давление в гидравлике (во избежание потери контакта задних колес с дорогой, так как центр тяжести авто перемещается вперед);
- блок АБС;
- вакуумный усилитель — отвечает за увеличение общего давления, ставится в единый блок с ГТЦ.
Контуры управления тормозом бывают различного типа — обычно устанавливаются по определенной схеме (параллельно или диагонально). Разделяются они с помощью ГТЦ, что позволяет системе не утрачивать свою работоспособность даже при неполадке с одним из контуров.

Принцип работы
Функционирование тормоза автомобиля основано на изменении давления жидкости. Подробнее о том, как работает система:
- водитель выжимает педаль тормоза;
- создается усилие, давление жидкости повышается;
- вакуумник еще больше нагнетает давление, затем оно передается на ГТЦ;
- поршень ГТЦ направляет жидкость к колесам через магистрали;
- поршни цилиндров (суппортов) выдвигают колодки к дискам;
- активируются тормозные механизмы, вращение колес замедляется, машина останавливается;
- водитель отпускает педаль тормоза, она возвращается в исходное положение за счет пружины;
- поршень ГТЦ встает в нейтральное положение;
- общее давление гидравлики снижается, колеса разблокируются.
Основной тормозной системой является рабочая. Именно она используется в 99% случаях во время движения, блокирует колеса машины до полной ее остановки. Активируется правой ногой водителя — одновременно нога снимается с педали газа.

Стояночный тормоз обеспечивает неподвижность машины во время долгой стоянки на паркинге. Водители с опытом оставляют автомобиль на ручнике и включенной передаче, хотя этого может оказаться недостаточным на крутом склоне.
Если же активировать стояночный тормоз, автомобиль будет стоять на месте и новичок легко тронется с места, аккуратно выключая ручник, и одновременно задействуя педаль газа (муфта плавно отпускается).
Уход за тормозной системой автомобиля
Своевременный уход за тормозами увеличивает срок службы механизмов, снижает вероятность ранних поломок и ремонта. Опытные водители никогда не игнорируют малейшие признаки неполадок с тормозом, тем самым предупреждают негативные последствия (в крайних случаях они могут стать очень печальными).
Самыми распространенными симптомами неисправного тормозов являются:
- характерный шум во время торможения — стуки, пульсации, вибрации;
- провал педали тормоза или чересчур мягкий ее ход;
- жесткость педали, обратная амортизация;
- увод машины в сторону при задействовании педали тормоза;
- снижение эффективности ручника — машина скатывается, стояночный тормоз не держит ее даже на небольшом уклоне.
Любой из этих признаков должен насторожить владельца машины, стать поводом для посещения сервисного центра. Однако ежедневный контроль системы и соблюдение правил ухода помогут продлить время до ремонта. Ниже представлен примерный алгоритм действий, которого должен придерживаться каждый водитель.
- Один раз в 3 года или раньше надо менять тормозную жидкость (по классификации производителя).
- Рабочая жидкость должна быть качественной, желательно того же типа/производителя, что была заправлена ранее.
- Уровень DOT следует проверять регулярно — раз в неделю обязательно. Снижение уровня может свидетельствовать об утечках. Поэтому надо хорошенько проверить зону тормозной системы (возле ГТЦ, около колесных цилиндров). Если подтеков нет, то надо долить жидкость до верхней метки в бачке.
- Вакуумный усилитель обязан нормально работать, его исправность должна проверять своевременно.
- Толщина дисков обязана быть в пределах нормы — не менее 10 мм. Данное значение также надо регулярно контролировать.
- Педаль тормоза должна идеально работать. Поэтому надо время от времени регулировать величину рабочего и свободного хода привода.
- Колодки являются расходными материалами, поэтому менять их надо вовремя. Чтобы увидеть общую картину, достаточно разобрать колесо и осмотреть одну из накладок — минимальная толщина фрикционного материала должна быть 1 мм. Обычно передние колодки изнашиваются быстрее задних, так как на них ложится основная нагрузка при торможении.
- Герметичность магистралей также не должна вызывать нареканий. Осмотр системы желательно проводить на яме, эстакаде или подъемнике, чтобы видеть общую картину. При малейших следах утечки — быстро принять меры! Рекомендуется тщательно проверять соединения ГТЦ и колесных цилиндров.
Еще одна из обязательных процедур ухода за тормозной системой автомобиля является обслуживание суппортов. От грязи и влаги эти механизмы могут коррозировать и плохо выполнять свои основные функции. Поэтому удалитель ржавчины и очиститель тормозных дисков окажут незаменимую помощь владельцам машины. Этими средствами рекомендуется обрабатывать детали, когда проводится замена колодок, чтобы лишний раз не проводить демонтаж.

Завоздушивание тормоза — еще одна распространенная неисправность. Водителю следует постоянно следить за тем, чтобы в систему не попал воздух (правильно и своевременно менять/доливать жидкость). Однако если это уже произошло, необходимо выгнать лишний воздух. Достаточно провести несколько действий в правильном порядке: долить в ГТЦ жидкость, открыть клапан первого колесного цилиндра (который по схеме первый), вдеть на штуцер прозрачный шланг и начать выжимать/отпускать педаль тормоза. Таким образом, контуры прокачиваются, лишний воздух выходит вместе с жидкостью (заранее надо подготовить пустую емкость).
А это приведет к образованию пузырей воздуха, коррозии и другим нежелательным последствиям. Поэтому заменять жидкость надо своевременно — желательно каждые 1,5-2 года (каждые 30-40 тыс. км пробега).
Теперь вы знаете назначение тормозной системы автомобиля. Это поможет вам регулярно ухаживать за ней, а при малейшем намеке на неисправность — незамедлительно принимать меры.
Комментарии0