Автообзоры

История и особенности двигателей ЗМЗ

Сергей Василенков от 10-08-2016, 09:00 Просмотров: 5154 4

двигательПервый в истории автозавода автомобиль «Волга» ГАЗ-21 был запущен в серию в 1957 году, а модель ГАЗ-24 серийно производилась с 1970 года. Для «двадцать четвертой Волги» был разработан совершенно новый, передовой по тем временам двигатель Заволжского моторного завода ЗМЗ-24 в двух модификациях, и прототипом силового агрегата стал мотор ЗМЗ-21А.

Двигатель ГАЗ-24

Заволжский двигатель для «Волги» выпускался в двух вариантах – ЗМЗ-2401 и ЗМЗ-24Д. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) между собой имели одно отличие – мотор ЗМЗ-2401 эксплуатировался на бензине А-76, а движок ЗМЗ-24Д предназначался для работы на высокооктановом 93-м бензине.

Двигатели моделей «24» и «21» очень похожи между собой конструктивно, у обоих 4-цилиндровых силовых агрегатов имеется:

  • алюминиевый блок и головка блока цилиндров;
  • восемь клапанов;
  • нижнее расположение распредвала;
  • «холодная» посадка гильз цилиндров;
  • ось коромысел и восемь алюминиевых штанг;
  • шестеренчатый газораспределительный механизм.

Но двигатель ГАЗ-24 имеет уже более совершенную конструкцию:

  • гильзы цилиндров сажаются в блок на медные уплотнители-кольца, а не на резиновые, как в моторе ЗМЗ-21 – они легче запрессовываются и выпрессовываются, лучше охлаждаются в водяной рубашке блока цилиндров;
  • привод масляного насоса – не «перо», а шестигранник, и гораздо легче устанавливается;
  • плоскость поддона двигателя, прилегающего к блоку, прямая, за счет этого масло подтекает с картера двигателя значительно меньше.

За счет увеличенных размеров тарелок клапанов ДВС ГАЗ-24 более мощный, чем ГАЗ-21. Моторы 24Д и 2401 имеют почти абсолютно одинаковую конструкцию, разница заключается в следующем:

  • головка блока цилиндров у ДВС 2401 выше на 4 мм, движок дефорсирован за счет увеличенных камер сгорания в цилиндрах;
  • мотор 2401 имеет штанги на 4 мм длиннее.

Выносливость моторов ЗМЗ-24

Двигатель ГАЗ 24 Волга отличается завидной выносливостью – несмотря на все конструктивные недоработки, мотор может терпеть многие «издевательства» со стороны водителей. В 70-80-е годы прошлого столетия «двадцать четверками» оснащались таксопарки, и многие таксисты своих машин не жалели, стараясь выжать из «железного коня» все, чтобы заработать деньги. А издевались таксисты над движком, как только могли:

  • заливали в картер первое попавшееся масло (М-8, «камазовское», автол), часто смешивая различные сорта;
  • забывали проверять уровень масло в двигателе;
  • перегревали мотор, лишь бы только доехать;
  • гоняли на предельных скоростях.

Можно привести примеры необычайной выносливости ЗМЗ-24:

  1. в таксопарке разбирался двигатель, в который заливали первое попавшееся масло, при снятии поддона ДВС мотористы увидели интересную картину – вокруг маслонасоса были сгустки жижи, похожей на солидол. Масло свернулось и превратилось в кашу, под клапанной крышкой на головке блока наблюдалась такая же картина. Самое удивительное – таксист приехал на ремонт только потому, что уже было пора ремонтировать двигатель, а движок даже не застучал.
  2. ремонт производился в гаражных условиях – пробило прокладку головки блока, но у водителя хватало денег только на саму прокладку. Тосол в достаточно большом количестве попал в поддон двигателя, при запуске мотора после замены ПГБЦ масло стало белым, превратилось в эмульсию. Ничего не оставалось делать, как отправиться в рейс на эмульсии. Поначалу мотор рычал на коренных подшипниках, но через пару сотен километров охлаждающая жидкость в поддоне полностью испарилось, масло потемнело до нормального состояния, и двигатель заработал, как ни в чем не бывало.

Характерные болезни двигателя ГАЗ 24

При всей своей выносливости мотор ЗМЗ-24 периодически требует ремонта, есть характерные неисправности, которые чаще всего встречаются. В «двадцать четвертом» моторе наблюдаются конструктивные недоработки, и даже если автомобиль эксплуатировать бережно и соблюдать регламент ТО, эти недостатки будут выплывать. Чаще всего можно наблюдать:

  • течь масла с заднего сальника, она бывает даже на новом ДВС. Сзади на коленчатом валу в качестве сальника устанавливается сальниковая набивка, и масло течет на ее стыках (набивка состоит из двух половинок). Если стыки промазать качественным маслостойким герметиком, течь исчезнет;
  • повышенный расход масла, даже если оно нигде не течет, и двигатель при этом не дымит. Если мотор совершенно новый, разбирать его торопиться не следует – расход масла может уменьшиться после обкатки, через 10-15 тысяч километров пробега. Есть случаи, когда ДВС прекращал расходовать масло через 50 тыс. км и после этого еще прослужил 200 тыс. км.

Беда случилась, если в головке блока цилиндров ГАЗ-24 из-под клапана выпадало седло. Безусловно, двигатель перегревать нельзя, но этот дефект происходил не из-за перегрева – на заводе слабо запрессовывали седла. При возникновении такой неисправности седло клапаном дробилось на кусочки, и осколки разлетелись по всему мотору. После этого приходилось менять поршневую группу, головку блока, тщательно прочищать коллектор и карбюратор.

К сожалению, на Заволжском моторном заводе допускалось много брака, от качества сборки и самих деталей зависел ресурс ДВС. Если мотор попадался качественный, а хозяин машины следил за состоянием двигателя, силовой агрегат мог прослужить без ремонта 250-280 тыс. км, известны случаи пробега без капремонта ЗМЗ-24 до 380 тыс. км.

Ремонт двигателя ГАЗ-24

Двигатель ЗМЗ-24 нуждается в капитальном ремонте, если:

  • увеличился расход масла через поршневые кольца;
  • уменьшилось давление масла в масляной системе;
  • появился стук в кривошипно-шатунном механизме;
  • мотор стал регулярно перегреваться.

Во время капитального ремонта замене подлежат следующие детали:

  • все прокладки и сальники;
  • поршневая группа (гильзы цилиндров, поршни, поршневые пальцы/кольца);
  • вкладыши (коренные /шатунные);
  • масляный насос;
  • маслосъемные колпачки;
  • распредшестерни коленвала и распредвала.

Во время капитального ремонта шлифуется коленвал, если его невозможно отшлифовать по каким-либо причинам, он подлежит замене. Клапана в ГБЦ меняются при необходимости и по мере износа деталей, в любом случае их необходимо притереть к седлам головки блока. Замена двигателя ГАЗ-24 производится в том случае, если мотор отремонтировать невозможно, или его ремонт обходится слишком дорого.

Двигатель ЗМЗ-402

402-й двигатель является модифицированным вариантом ЗМЗ-24, имеет видоизмененный блок и головку блока цилиндров – у моторов 402 и 24 эти детали внешне похожи, но не взаимозаменяемы. Впервые ДВС 402 был установлен на автомобиль ГАЗ-24М в 1985 году, a c 1986 года ставился на ГАЗ-2410.

В моторе ЗМЗ-402, помимо обновления БЦ и ГБЦ, применены другие детали:

  • масляный насос повышенной производительности;
  • шкив коленвала, он стал более массивным;
  • водяной насос, теперь крепится не на головке, а на самом блоке цилиндров;
  • корпус термостата.

Без изменения остались такие детали как:

  • поршневая группа;
  • коленвал;
  • распредшестерни;
  • толкатели;
  • штанги;
  • поддон двигателя.

В 402-ом двигателе стал устанавливаться чугунный распредвал, на ЗМЗ-24 он был стальным. Валы между собой взаимозаменяемы, но у распределительного вала 402 больше ресурс. Ремонт ЗМЗ-402 принципиально ничем не отличается от ремонта ЗМЗ-24.

Похожие публикации


Двигатели Mercedes Benz У многих автовладельцев часто возникает вопрос о надежности двигателей Mercedes. Попробуем в этой статье разобраться в устройстве и технических особенностях силовых установок этой марки, на примере хорошо известного 102 двигателя Мерседес, зарекомендовавшего себя одним из самых надежных. Моторы
Важные регулировки двигателя автомобиля Лада Калина Многие автовладельцы предпочитают самостоятельно осуществлять ремонт собственного автомобиля. Специально для них, в этой статье приведена инструкция для проведения работ по установке зазоров своими руками. Регулировка тепловых зазоров клапанов является важной составляющей настроек двигателя. При
Как отрегулировать тепловой зазор клапанов на автомобилях Газель Клапана важная часть газораспределительного механизма двигателя. Правильная их регулировка является одной из самых необходимых настроек силового агрегата автомобиля. В случае неправильной регулировки, происходит быстрый износ узлов и механизмов газораспределения. Двигатель работает шумно и

Комментарии0

Комментариев к статье "История и особенности двигателей ЗМЗ" пока нет.

Добавить комментарий