Как прокачать амортизаторы перед установкой
Замена амортизаторов - привычная процедура для водителей. Изношенные стойки ухудшают плавность хода, управляемость машины, поэтому их необходимо вовремя обновлять. Но перед установкой новые демпферы нужно подготовить. Эта процедура называется прокачкой. Она помогает добиться безупречной работы подвески. Для этого нужно тщательно выполнять все этапы подготовки, соблюдать рекомендации производителя. Только так можно гарантировать долгую службу новых стоек. Прокачка помогает вовремя найти заводской брак. Ведь лучше обнаружить дефект до установки расходника на автомобиль. Иначе его придется заново снимать, менять на новый.
Зачем нужна прокачка амортизаторов
Прокачка - подготовительный этап перед установкой демпферов. Без предварительной "настройки" новые стойки рискуют просесть раньше положенного срока. Езда на машине с неподготовленной подвеской может быть некомфортной, даже опасной. Особенно при резком входе в поворот.
Последствия неправильной установки
Что же произойдет, если забыть прокачать амортизатор перед установкой? Список последствий не радует:
- Появятся неприятные стуки, скрипы при проезде неровностей. Подвеска будет работать рывками, не давая плавности хода. Это портит настроение, повышает нагрузку на другие детали ходовой.
- Ухудшится управляемость автомобиля. На высоких скоростях машину будет вести из стороны в сторону, особенно на поворотах. Виной тому - неправильное распределение масла или газа внутри корпуса демпфера.
- Сильно возрастет риск пробоя пружин. Ведь из-за воздушных пробок в неподготовленных стойках нагрузка на них будет распределяться крайне неравномерно. А постоянные перегрузки выведут из строя даже крепкие пружины.
Еще из-за неправильной работы подвески начнут быстрее изнашиваться шины, шаровые опоры, сайлентблоки, другие элементы ходовой. Незапланированный визит на СТО, лишние траты на ремонт обеспечены.
Выявление заводского брака
Прокачка амортизаторов решает еще одну задачу. При подготовке к монтажу можно вовремя обнаружить скрытый заводской дефект, избежать установки бракованных деталей на автомобиль. Вот несколько признаков, которые должны насторожить при прокачке новых стоек:
- недостаточное или избыточное усилие при сжатии, отбое;
- посторонние звуки - скрипы, хлюпанье, щелчки;
- следы подтеков масла на корпусе демпфера;
- заедание штока, неравномерность его хода.
Если какой-то из этих дефектов обнаружится, нужно без раздумий отложить стойку в сторону. Ни в коем случае нельзя устанавливать бракованный расходник на автомобиль. Частая причина выхода из строя поршневой системы амортизатора - монтаж без предварительной прокачки.
Как прокачать амортизаторы
Подготовка всегда проходит по единому регламенту. Игнорировать или менять эти правила не надо. Это может привести к некорректной прокачке, проблемам в будущем.
Вертикальное положение
Первое и главное правило - амортизатор должен находиться строго вертикально. То есть шток направлен точно вверх (или вниз на перевертышах), без малейших отклонений. Даже незначительный наклон корпуса способен нарушить процесс прокачки.
При вертикальном расположении давление газа и масла внутри стойки распределяется равномерно. А если положение корпуса хоть немного отклонится от идеала, жидкость и газ в амортизаторах начнут смешиваться непредсказуемым образом. Промежуточные камеры будут заполнены неправильно, что негативно скажется на работе подвески.
Отсюда вывод - вертикаль должна неукоснительно соблюдаться на протяжении всей процедуры прокачки. Никаких исключений, вольностей. Только так можно добиться хорошего результата.
Плавность движений
Второе важное правило прокачки - плавность, неспешность всех манипуляций. Резкие движения, удары и рывки строго противопоказаны. Они могут повредить "нежные" внутренние механизмы нового амортизатора.
Сжимать и разжимать стойку нужно медленно, без излишнего усердия. Каждое движение должно быть мягким, контролируемым от начала до конца. Так масло и газ равномерно распределятся по всем полостям, вытеснят лишний воздух. Если делать все резко, рабочая жидкость может перетечь из внутреннего во внешний цилиндр. Появятся следы масла.
Главный показатель правильной прокачки - равномерность усилия на всем ходе штока. Если при сжатии или отдаче чувствуется неожиданный провал или ступенька, значит внутри стойки еще остался воздух. Надо продолжать прокачивать до тех пор, пока ход не станет плавным, однородным.
Недопустимость горизонтального хранения
Следующий принцип вытекает из предыдущего. Раз уж во время прокачки амортизатор должен стоять строго вертикально, то и после нее положение менять нельзя. Вплоть до самой установки на автомобиль стойку необходимо держать только "торчком" во время транспортировки и хранения. Если положить подготовленный демпфер на бок, масло и газ внутри снова перемешаются. Все старания по выдавливанию лишнего воздуха пойдут насмарку. Прокачку придется повторять заново.
Правильная фиксация штока
Последнее, но не по важности правило прокачки - бережное обращение со штоком. Это тонкий, уязвимый элемент амортизатора, требующий аккуратного подхода. Малейшее повреждение стержня сделает расходник негодным. Нужно привести в рабочее состояние амортизатор вертикально. Необходимо исключить проворачивание штока в корпусе. Для этого верхнюю часть надо надежно зафиксировать. Лучше использовать специнструмент, идущий в комплекте со стойками. Обычно это разводной ключ или шестигранник.
Если спецключа под рукой нет, подойдут обычные пассатижи или разводной газовый ключ. Только нельзя прилагать мощное усилие, чтобы не сплющить шток. Достаточно легкого сжатия, чтобы не допускать проворота. Фиксировать хромированный стержень удобнее всего при прокачке, на этапе сжатия демпфера. Так получится одновременно исключить поворот, случайное выскальзывание стержня из корпуса. Безопасность, сохранность деталей - прежде всего.
Пошаговая инструкция по прокачке стоек перед установкой
Теория стала ясна, теперь надо переходить к практике. В тексте приведены подробные алгоритмы прокачки для распространенных типов автомобильных демпферов. В том числе для газомасляных и двухтрубных амортизаторов. Если следовать пошаговым рекомендациями неукоснительно и точно, подготовка новых стоек пройдет без сучка без задоринки.
Масляные
Можно начать с масляных амортизаторов, как наиболее простых в прокачке. Для подготовки таких стоек понадобится минимум инструментов, усилий. А сам процесс займет 4-5 минут. По порядку:
- Аккуратно извлечь новый расходник из упаковки, стараясь не переворачивать его, держать в вертикальном положении. Положить стойку на ровную устойчивую поверхность, направив шток строго вверх.
- Плавным движением выдвинуть стержень на 3/4 длины. Зафиксировать его от проворачивания спецключом или пассатижами, чтобы не вызвать поломку. Только нельзя сильно жать, чтобы не повредить хромированную поверхность.
- Взять амортизатор обеими руками и перевернуть вверх дном. Подержать его в таком положении 3-5 секунд, чтобы дать маслу стечь в верхнюю часть корпуса.
- Снова перевернуть стойку в исходное вертикальное положение штоком вверх. Подождать еще несколько секунд, позволив маслу равномерно распределиться внутри цилиндра.
- Не отпуская фиксацию стержня, медленно и плавно вдавить его в корпус до упора. Почувствовать равномерность хода, отсутствие провалов, ступенек.
- Плавно вытащить шток, дав ему возможность вернуться в полностью выдвинутое положение. Сила отскока должна быть умеренной, без излишней резкости.
- Повторить цикл сжатия-разжатия еще 3-6 раз, строго соблюдая вертикальное положение, фиксацию стержня.
- На финальном этапе вручную выдвинуть шток на 3/4 длины, несколько раз с умеренным усилием резко надавить на него. Ход должен остаться плавным, равномерным.
Вот и все, масляный амортизатор прокачан, полностью готов к установке. Надо зафиксировать расходник в вертикальном положении до момента монтажа на автомобиль. Лучше поменьше его переворачивать и трясти, чтобы не нарушить результат прокачки.
Газомасляные
Следующий на очереди - комбинированный газомасляный амортизатор. Внутри таких стоек, помимо масла, закачан газ под давлением. Чаще всего это азот. Из-за более сложного внутреннего устройства, газомасляные демпферы капризнее в прокачке. Процедура занимает больше времени, сил. Зато результат того стоит - стойка прослужит долго. Поэтапный алгоритм подготовки расходника выглядит так:
- Достать новую стойку из коробки, стараясь не встряхивать, держать в вертикальном положении. Положить демпфер штоком вверх на устойчивую поверхность верстака или пола.
- Зафиксировать внутренний стержень от проворачивания разводным ключом или спецприспособлением из комплекта. Только без фанатизма - чрезмерное усилие может повредить стержень.
- Плавно, медленно надавить на корпус амортизатора, вдавливая шток внутрь до упора. Зафиксировать стойку в сжатом состоянии на 3-5 секунд, позволяя газу и маслу заполнить все внутренние полости.
- Плавно отпустить демпфер. Под действием сжатого газа стержень должен самостоятельно вернуться в полностью выдвинутое положение. Если этого не произошло, и шток остался внутри, значит расходник бракованный.
- Перевернуть исправный демпфер вверх дном, подержать в таком положении 3-5 секунд. За это время газ и масло внутри корпуса перераспределятся.
- Снова поставить стойку вертикально, выждать пару секунд. Шток должен оставаться выдвинутым на 2/3 длины.
- Проделать еще 3-4 цикла переворачиваний, пауз. Каждый раз внимательно следить за поведением штока. Он должен уверенно выдвигаться при переворотах, сохранять неизменное положение в паузах.
- Напоследок сжать и разжать амортизатор 5-6 раз, чтобы привести в рабочее состояние поршень. Контролировать плавность хода, отсутствие заеданий, посторонних звуков.
Готово, газомасляная стойка прокачана. Надо поставить ее в вертикальном положении, исключить тряску, удары.
Газовые
Самый сложный, требовательный тип - газовые стойки с минимумом масла. Изнутри они "нафаршированы" азотом под большим давлением. Малейшая ошибка в прокачке может угробить дорогой амортизатор. Чтобы подготовить газовый расходник по всем правилам, надо действовать в такой последовательности:
- Осторожно извлечь демпфер из упаковки, держа его строго вертикально. Положить на ровную поверхность рабочего стола или пола.
- Зафиксировать шток в выдвинутом положении с помощью специального ключа. Он обычно идет в комплекте со стойками. Нельзя затягивать крепление слишком туго, чтобы не сплющить стержень.
- Перевернуть амортизатор штоком вниз, подержать так 2-3 секунды. Затем аккуратно вернуть в вертикальное положение. Хромированный стержень должен остаться неподвижным.
- Медленно, плавно вжать стержень рукой внутрь корпуса. Надо нажимать строго по центру, избегая перекосов. Нужно почувствовать равномерность сопротивления по всему ходу.
- Удерживая шток полностью утопленным, подержать расходник в сжатом состоянии 3-5 секунд. За это время газ равномерно распределится по рабочим камерам.
- Плавно ослабить нажим, чтобы привести в рабочее состояние клапан. Освобожденный газ должен мягко, но уверенно вытолкнуть стержень наружу. Надо проконтролировать полный выход штока без заеданий.
- Проделать еще 5-6 циклов утапливания, отпускания штока. Нужно тщательно прислушиваться к поведению стойки. Малейший посторонний звук - повод для беспокойства.
- Завершить прокачку в вертикальном положении. Стержень должен быть выдвинут примерно на 2/3 длины. Нельзя бросать и даже наклонять стойку до установки на автомобиль.
Вот и все премудрости подготовки газовых амортизаторов. Здесь, как нигде, важны неспешность, ювелирная точность движений. Цена ошибки слишком высока, чтобы рисковать.
Перевертыши
Обзор будет закончен феноменом автомобильной подвески - амортизаторами-перевертышами. В них все наоборот по сравнению с обычными стойками. Шток направлен не вверх, а вниз, крепится не к кузову, а к ступице. Из-за этого страдает процесс прокачки. Чтобы подготовить перевернутый амортизатор, понадобится терпение, внимательность. Алгоритм такой:
- Бережно достать стойку из заводской упаковки. Положить на стол или пол перевернутым штоком вверх. Проверить, чтобы толстый псевдошток внизу не царапал поверхность.
- Зафиксировать "настоящий" тонкий стержень от проворота любым подходящим инструментом. Специальных приспособлений для этих целей пока не придумали, так что надо действовать по обстоятельствам.
- Взять демпфер за нижнюю часть и правильно прокачать, несколько раз повернув вокруг оси. Нужно делать это плавно, без рывков и встряхиваний, удерживая псевдошток в одном положении.
- Поставить амортизатор в привычное вертикальное положение - кожухом вниз, тонким штоком вверх. Прижать рукой псевдошток, сжимая стойку на 1/3 длины хода.
- Зафиксировать положение на 2-3 секунды, затем плавно отпустить. Под действием газа и особой конструкции шток будет выдвигаться медленно, туго. Это нормально.
- Повторить сжатия и отпускания стойки в вертикальном положении еще 5-6 раз. Внимательно следить за поведением стержня. Ход должен оставаться плавным, без резких провалов, щелчков.
- На последнем цикле выдвинуть шток на всю длину, оставить расходник в таком положении. Прокачка перевертыша завершена. Теперь главное - не нарушить результат до установки.
С амортизаторами-перевертышами нужно обращаться особенно бережно, терпеливо. Учитывая их хрупкость и дефицитность, это оправданные меры предосторожности.
Заключение
Прокачка амортизаторов перед установкой - это обязательный ритуал, пренебрегать которым не надо. Процесс может показаться слегка утомительным, даже избыточным. Но результат того стоит. Правильно подготовленные стойки дадут комфорт при езде, улучшат управляемость, продлят жизнь подвески. А заодно сэкономят изрядную сумму на потенциальном ремонте, переборке ходовой части.
Комментарии0