Ремонт и обслуживание

Принцип работы двухзонного климат-контроля

Сергей Василенков от 18-02-2022, 17:20 Просмотров: 813 3

До конца 1980-х годов пассажир на переднем сиденье был вынужден мириться с температурой, которую устанавливал водитель. Все изменилось, когда появился двухзонный климат-контроль. С тех пор есть возможность обеспечить комфорт для двух людей. Система позволяет сформировать внутри салона пару частично изолированных участков. Первый будет обдувать воздух с температурой +21 °C, а второй прогреется до +26 °C. Больше не придется спорить из-за сильной жары или пронизывающего холода.

История появления

На заре автомобилестроения подавляющее большинство машин выпускалось с открытым кузовом. Кабриолетам ни к чему система для создания благоприятного микроклимата. Только в 1938 г. американцы из компании Nash Motors начали устанавливать на свои модели «печки» с жидкостным нагревом. Вентилятор обдувал радиатор, по которому циркулировал антифриз из системы охлаждения. Так горячий воздух попадал в салон.

Nash Ambassador 1938 годаNash Ambassador 1938 года
Nash Ambassador 1938 года

В 1946 г. фирма Cadillac разработала систему с двумя радиаторами, которые располагались под передними сиденьями. Интенсивность нагрева можно было регулировать. Вот он, прообраз современного климат-контроля. Но полноценной автоматики не было и в помине. К 1964 г. машины бренда оснащали полноценным климатическим оборудованием. За температуру стали отвечать датчики.

Двухзонную систему впервые установили на немецком BMW E32 7-Series 1986 г. выпуска. А вот как выглядела панель управления на этой машине:

Панель управления кондиционером BMWПанель управления кондиционером BMW
Панель управления кондиционером BMW 750il

Все атрибуты двухзонного климат-контроля на месте. Есть кондиционер, отдельные регуляторы для водителя и пассажира, даже кнопка «автоматически». С тех пор органы настройки стали полностью электронными, появились жидкокристаллические дисплеи, датчики измерения внешней и внутренней температуры.

Устройство

Главная задача системы — обеспечить два потока воздуха с разной температурой. Один пойдет через дефлекторы к водителю, второй — к пассажиру. При этом не получится сделать так, чтобы «градус» в одном контуре был +20 °C, а во втором поднимался до +30 °C. Средняя разница составит ±5 °C. Вот принципиальная схема работы климатической установки:

Схема работы климат-контроляСхема работы климат-контроля
Схема работы двухзонового климат-контроля

Сначала открывается привод заслонки, свежий воздух поступает в систему. Вентилятор прогоняет его через испаритель кондиционера, происходит охлаждение и осушение. Затем остывшая масса направляется к радиатору отопителя, где нагревается до нужной температуры. Если нагрева нет, нужно разбираться, почему плохо греет печка. Двухзонная система устроена так, что есть две камеры смешения, изолированные друг от друга с помощью заслонок. Автоматика обеспечивает нужную температуру в каждой. Подготовленная смесь идет в салон через дефлекторы.

Виды регулировки

Современные водители не стремятся разобраться в деталях. Бортовые компьютеры и системы навигации упрощают взаимодействие с машиной. Но производители дают возможность настраивать климатическую систему двумя способами:

  1. Ручная регулировка. Она незаменима, когда нужно как можно быстрее создать подходящий микроклимат в салоне. Элементы управления позволяют буквально за 5 минут остудить воздух внутри авто летом или нагреть зимой. Очень удобно.
  2. С развитием техники за настройку стала отвечать автоматика. Она слегка «задумчива», зато дает возможность один раз установить нужный режим и забыть об этом. Температуру определяют внутренние и наружные датчики, а потом подгоняют под стандарт.

Кстати. Из-за смешения воздуха не получится обеспечить температуру с точностью до градуса. Если пассажир вместо 24°C устанавливает 25°C, то у водителя вместо желаемых 22°C будет как минимум 23°C. Все дело в близком расположении передних кресел.

Функции

Климат-контроль в первую очередь помогает создать в салоне благоприятную температуру. Над этой задачей работает ЭБУ — электронный блок управления, а также датчики, расположенные внутри автомобиля и за бортом. Если за основу выбран параметр 21°C, а оборудование зафиксировало изменение до 22°C, в смесь добавляется больше холода из зоны испарителя кондиционера. В противном случае воздух прогревается за счет радиатора «печки».

Две температурные зоны в салонДве температурные зоны в салон
Две температурные зоны в салоне авто

У системы есть и другие функции:

  1. Распределение потоков. Дефлекторы на панели — не единственные. Есть еще отверстия, направленные на лобовое стекло и ноги. Горячий воздух поднимается наверх, значит автоматика для охлаждения будет «гнать» новые порции смеси туда же.
  2. Контроль влажности. Если в воздухе много водяных паров, начинают запотевать стекла. Становится душно или слишком холодно. Система кондиционирования способна убрать лишнюю воду. За это отвечает испаритель. Стекла становятся прозрачными.
  3. Фильтрация воздуха. Сложные системы двухзонного климат-контроля способны решить задачу. Для этого предназначен салонный фильтр. Он бывает бумажным или угольным. Второй вариант предпочтительнее. Внутрь не попадает пыль и аллергены.

Информация. Автомобили с климат-контролем расходуют меньше топлива, чем машины с кондиционером. При ручной регулировке большой ресурс системы тратится впустую. Автоматика плавно регулирует обороты вентилятора, интенсивность работы компрессора и другие параметры.

Плюсы климатической системы

Преимущества климат-контроля лучше всего ощущаются в летний зной. Солнце светит в лобовое стекло и раскаляет верхнюю часть приборной панели. Жара растет, о комфортном вождении не может быть и речи. Вот какая температура устанавливается в салоне легкового автомобиля среднего класса при поездке длиной в 1 час, когда за бортом +30°C:

Область тела

С климатической установкой

Без климат-контроля

Голова

23°C

42°C

Грудь

24°C

40°C

Ноги

28°C

35°C

При таком перегреве путешествия на длинные дистанции превращаются в мучение. Двухзонная климатическая система обеспечивает нормальный микроклимат. Не будет разногласий между пассажиром, который любит «погорячее» и водителем, предпочитающим легкую прохладу. Есть и другие приятные моменты:

  1. Полная автоматика. Все, что нужно сделать — выставить нужную температуру. ЭБУ и датчики будут поддерживать ее без участия водителя.
  2. Масса регулировок. Можно настроить скорость работы вентилятора, предпочтительные зоны обдува, а в некоторых моделях уровень влажности.
  3. Простой интерфейс. С управлением разберется даже ребенок на интуитивном уровне. Все, что нужно освоить, это кнопки «+», «–» и «Auto».

К сведению. По мнению экспертов Роспотребнадзора, диапазон комфортных температур для человека зимой: от 18°C до 24°C. Летом значения равны 20-28°C.

Минусы климат-контроля

Порой за комфорт приходится платить. Это выражается в дополнительных расходах, которые придется нести при покупке и эксплуатации автомобиля. Но здоровье дороже. Вряд ли кто-нибудь променяет приятный микроклимат в салоне на несколько тысяч сэкономленных рублей.

Минусы климат-контроляМинусы климат-контроля
Минусы климат-контроля в авто

Основные недостатки машины с климатической установкой таковы:

  1. Высокая цена. Внедрение климатической техники требует повышенных расходов. Это напрямую отражается на стоимости авто.
  2. Увеличенный расход топлива. При использовании оборудования на полную катушку нужно больше бензина или солярки.
  3. Дорогой ремонт и обслуживание. Своими силами починить климат-контроль не получится. Нужно обращаться в автосервис.

Минусы не такие фатальные. Плюсы перевешивают их. Двухзонный климат-контроль — это высокий уровень комфорта для водителя и пассажира на переднем сиденье. Система стоит того, чтобы отдать предпочтение машине, в которой она установлена.

Похожие публикации


Антибактериальная обработка кондиционера автомобиля Автокондиционер обеспечивает микроклимат в салоне автомобиля и требует периодичного обслуживания. Как провести очистку и антибактериальную обработку этой системы – об этом в нашей статье.
Что такое круиз-контроль автомобиля и как он работает Круиз-контроль это система, обеспечивающая автоматическое регулирование скоростного режима автомобиля. Как он работает и как им пользоваться – об этом наша статья.
Все под контролем: выбираем автомобильный прибор для индикации температуры Далеко не все транспортные средства, которые сегодня находятся в пользовании наших граждан, оборудованы приборами для контроля температуры в салоне, не говоря уже о показаниях за бортом. Это весьма важная информация для водителя, например, разница в полградуса приводит к образованию ледяной корки и

Комментарии0

Комментариев к статье "Принцип работы двухзонного климат-контроля" пока нет.

Добавить комментарий