Принцип работы двухзонного климат-контроля
До конца 1980-х годов пассажир на переднем сиденье был вынужден мириться с температурой, которую устанавливал водитель. Все изменилось, когда появился двухзонный климат-контроль. С тех пор есть возможность обеспечить комфорт для двух людей. Система позволяет сформировать внутри салона пару частично изолированных участков. Первый будет обдувать воздух с температурой +21 °C, а второй прогреется до +26 °C. Больше не придется спорить из-за сильной жары или пронизывающего холода.
История появления
На заре автомобилестроения подавляющее большинство машин выпускалось с открытым кузовом. Кабриолетам ни к чему система для создания благоприятного микроклимата. Только в 1938 г. американцы из компании Nash Motors начали устанавливать на свои модели «печки» с жидкостным нагревом. Вентилятор обдувал радиатор, по которому циркулировал антифриз из системы охлаждения. Так горячий воздух попадал в салон.
В 1946 г. фирма Cadillac разработала систему с двумя радиаторами, которые располагались под передними сиденьями. Интенсивность нагрева можно было регулировать. Вот он, прообраз современного климат-контроля. Но полноценной автоматики не было и в помине. К 1964 г. машины бренда оснащали полноценным климатическим оборудованием. За температуру стали отвечать датчики.
Двухзонную систему впервые установили на немецком BMW E32 7-Series 1986 г. выпуска. А вот как выглядела панель управления на этой машине:
Все атрибуты двухзонного климат-контроля на месте. Есть кондиционер, отдельные регуляторы для водителя и пассажира, даже кнопка «автоматически». С тех пор органы настройки стали полностью электронными, появились жидкокристаллические дисплеи, датчики измерения внешней и внутренней температуры.
Устройство
Главная задача системы — обеспечить два потока воздуха с разной температурой. Один пойдет через дефлекторы к водителю, второй — к пассажиру. При этом не получится сделать так, чтобы «градус» в одном контуре был +20 °C, а во втором поднимался до +30 °C. Средняя разница составит ±5 °C. Вот принципиальная схема работы климатической установки:
Сначала открывается привод заслонки, свежий воздух поступает в систему. Вентилятор прогоняет его через испаритель кондиционера, происходит охлаждение и осушение. Затем остывшая масса направляется к радиатору отопителя, где нагревается до нужной температуры. Если нагрева нет, нужно разбираться, почему плохо греет печка. Двухзонная система устроена так, что есть две камеры смешения, изолированные друг от друга с помощью заслонок. Автоматика обеспечивает нужную температуру в каждой. Подготовленная смесь идет в салон через дефлекторы.
Виды регулировки
Современные водители не стремятся разобраться в деталях. Бортовые компьютеры и системы навигации упрощают взаимодействие с машиной. Но производители дают возможность настраивать климатическую систему двумя способами:
- Ручная регулировка. Она незаменима, когда нужно как можно быстрее создать подходящий микроклимат в салоне. Элементы управления позволяют буквально за 5 минут остудить воздух внутри авто летом или нагреть зимой. Очень удобно.
- С развитием техники за настройку стала отвечать автоматика. Она слегка «задумчива», зато дает возможность один раз установить нужный режим и забыть об этом. Температуру определяют внутренние и наружные датчики, а потом подгоняют под стандарт.
Функции
Климат-контроль в первую очередь помогает создать в салоне благоприятную температуру. Над этой задачей работает ЭБУ — электронный блок управления, а также датчики, расположенные внутри автомобиля и за бортом. Если за основу выбран параметр 21°C, а оборудование зафиксировало изменение до 22°C, в смесь добавляется больше холода из зоны испарителя кондиционера. В противном случае воздух прогревается за счет радиатора «печки».
У системы есть и другие функции:
- Распределение потоков. Дефлекторы на панели — не единственные. Есть еще отверстия, направленные на лобовое стекло и ноги. Горячий воздух поднимается наверх, значит автоматика для охлаждения будет «гнать» новые порции смеси туда же.
- Контроль влажности. Если в воздухе много водяных паров, начинают запотевать стекла. Становится душно или слишком холодно. Система кондиционирования способна убрать лишнюю воду. За это отвечает испаритель. Стекла становятся прозрачными.
- Фильтрация воздуха. Сложные системы двухзонного климат-контроля способны решить задачу. Для этого предназначен салонный фильтр. Он бывает бумажным или угольным. Второй вариант предпочтительнее. Внутрь не попадает пыль и аллергены.
Плюсы климатической системы
Преимущества климат-контроля лучше всего ощущаются в летний зной. Солнце светит в лобовое стекло и раскаляет верхнюю часть приборной панели. Жара растет, о комфортном вождении не может быть и речи. Вот какая температура устанавливается в салоне легкового автомобиля среднего класса при поездке длиной в 1 час, когда за бортом +30°C:
Область тела |
С климатической установкой |
Без климат-контроля |
Голова |
23°C |
42°C |
Грудь |
24°C |
40°C |
Ноги |
28°C |
35°C |
При таком перегреве путешествия на длинные дистанции превращаются в мучение. Двухзонная климатическая система обеспечивает нормальный микроклимат. Не будет разногласий между пассажиром, который любит «погорячее» и водителем, предпочитающим легкую прохладу. Есть и другие приятные моменты:
- Полная автоматика. Все, что нужно сделать — выставить нужную температуру. ЭБУ и датчики будут поддерживать ее без участия водителя.
- Масса регулировок. Можно настроить скорость работы вентилятора, предпочтительные зоны обдува, а в некоторых моделях уровень влажности.
- Простой интерфейс. С управлением разберется даже ребенок на интуитивном уровне. Все, что нужно освоить, это кнопки «+», «–» и «Auto».
Минусы климат-контроля
Порой за комфорт приходится платить. Это выражается в дополнительных расходах, которые придется нести при покупке и эксплуатации автомобиля. Но здоровье дороже. Вряд ли кто-нибудь променяет приятный микроклимат в салоне на несколько тысяч сэкономленных рублей.
Основные недостатки машины с климатической установкой таковы:
- Высокая цена. Внедрение климатической техники требует повышенных расходов. Это напрямую отражается на стоимости авто.
- Увеличенный расход топлива. При использовании оборудования на полную катушку нужно больше бензина или солярки.
- Дорогой ремонт и обслуживание. Своими силами починить климат-контроль не получится. Нужно обращаться в автосервис.
Минусы не такие фатальные. Плюсы перевешивают их. Двухзонный климат-контроль — это высокий уровень комфорта для водителя и пассажира на переднем сиденье. Система стоит того, чтобы отдать предпочтение машине, в которой она установлена.
Комментарии0