Что такое фрикционные шины и как они работают
В простонародье такую резину называют зимние шины липучка. Они составляют конкуренцию покрышкам с противоскользящими шипами. Если в последних контакт со скользкой дорогой обеспечивается за счет шипов, то во фрикционных шинах большой фактор имеют силы трения. Другими словами, протектор здесь отталкивает или впитывает тонкую водяную пленку, обеспечивая достаточное трение.
Особенности фрикционных шин
В протекторе липучек изначально больше шашек. Кроме того, резина лучше прогревается, способна плавить лед. Поэтому колесо хорошо держит зимнюю дорогу по сравнению с обычными, летними шинами (доказали многочисленные тесты, набрали 100 баллов в рейтингах). Да и достаточно изучить следы такой резины на льду.
Естественно, на липучках нет шипов. Отсутствие этих цепляющих элементов компенсируется сравнительно мягким составом резины, а также более глубокими, тонкими ламелями. Как раз этими самыми ламелями протектор данной покрышки цепляется за снежный наст или лед, обеспечивая надежное контактное пятно.
Таким образом, фрикционные шины имеют несколько отличий:
- большое количество тонких, глубоких ламелей;
- пористая, мягкая структура резины с абразивными микрочастицами;
- возможность быстрее, лучше прогреваться;
- способность впитывать влагу.
Протектор зимних шин отличается также более сложным, многогранным рисунком. Например, различают поперечные, диагональные, зигзагообразные типы ламелей. Однако условно все липучки принято делить на «скандинавки» и «европейки».
Между собой покрышки отличаются видом протектора.
Другими словами, когда зимы мягкие, а температура воздуха редко падает ниже 0 градусов. Как раз в странах Европы, не считая скандинавские, такой климат — по этой причине они так названы.
Скандинавские разновидности покрышек более агрессивны по рисинку, чем европейские. Их назначение — преодолевать дороги с обилием снега, гололеда и прочих «зимних радостей». Подойдут для эксплуатации на большей части России, где преобладают суровые морозы,выпадает много осадков.
Какой тип шин выбрать
Однозначного преимущества липучек перед шипованными моделями нет. Однако фрикционная шина более универсальна и лучше работает в черте города. Кроме того, с такими покрышками владельцу не надо беспокоиться о переменчивости погоды — они хороши весной, когда на дорогах много грязи и луж. К тому же, ее всегда можно шиповать по желанию.
Выбор между «скандинавками» и «европейками»:
- жителям южных регионов России (особенно Кавказа и областей Черноморского побережья) лучше подойдут европейские липучки;
- в более северных областях страны (Москва, Питер, Воронеж), а также для регионов Сибири со сравнительно мягким климатом однозначно лучше покажут себя скандинавки с агрессивным рисунком протектора.
Ну а на Камчатке и в центральных зонах Сибири, регионах с арктическим и субарктическим климатом, липучки уступают по всем показателям шипованным моделям покрышек.
Как подобрать параметры шины
В первую очередь при выборе не шипованных зимних шин рекомендуется обратить внимание на тип ламелей. Обычно узоры используются комбинированно, что дает наибольшую эффективность. Поэтому желательно покупать липучки с универсальным рисунком, в котором собрано несколько форм шашек:
- волнообразные;
- четырехугольные;
- прямые;
- зигзагообразные;
- П, Z;
- 3D.
Комбинация этих узоров дает возможность эффективнее преодолевать снежную дорогу и отталкивать воду в разных условиях. Технология изготовления покрышек постоянно совершенствуется и на данный момент самыми передовыми являются 3D-ламели. Когда возникает чрезмерное давление на шину (что непременно возникает на зимней дороге), такие ламели «раздвигаются», улучшая сцепления со снежным покрытием.
Ламели или рисунок покрышки также отличается по следующим параметрам (от них зависит правильная установка зимних шин).
- Асимметричные. Обе стороны (внутренний/внешний) такой резины имеют разный узор. Другими словами, эти покрышки имеют две части с неодинаковым рисунком, а распознать их можно по индексу. Шины с этим протектором наиболее универсальны, позволяют комфортно ездить на дорогах разного типа (трасса, город, бездорожье), так как нагрузка грамотно распределяется. На гололеде они тоже хороши, так как уменьшают риск заноса, увереннее проходят крутые повороты и снижают аварийную ситуацию практически к нулю. Такую резину надо правильно устанавливать — ориентируясь по надписям, предусмотренным на внутренней и наружной части (inside/outside).
- Симметричные. Покрышка этого типа имеют симметричный корд с обеих сторон. Шиномонтаж можно проводить без контроля положения. Изнашиваются они быстрее с наружной стороны — что требует срочной замены. В этом они уступают асимметричным моделям, внешняя сторона которых сделана более износостойкой.
- Направленные. Такая резина имеет конструктивно предусмотренное направление движения, что позволяет эффективнее отводить из ламелей воду, грязь и жижу (снижать коэффициент аквапланирования). Чтобы правильно установить эту шину, надо смотреть на стрелку (помечается на боковой части). В некоторых случаях рядом со стрелкой предусматривают надпись Rotation, означающую по-английски вращение.
- Левая/правая. Колеса этого типа имеют строгие правила по установке. Образцы с надписью Right должны ставиться справа, Left — с левой стороны машины.
Бывает, что на резину наносят сразу несколько маркировок. К примеру, известная финская «Нокиан» выпускает асимметричную резину, которая еще отличается по стороне (правый/левый). Также некоторыми фирмами раньше выпускались направленные асимметричные покрышки.
Преимущества и недостатки
Одно то, что для изготовления липучек применяется качественная резина, не дубеющая на морозе — уже большой плюс для зимней эксплуатации. Помимо этого, фрикционная резина едет гораздо тише, поездка зимой становится комфортнее.
Другие преимущества, отличающие липучку от других типов покрышек:
- хорошо преодолевают талый, мягкий снег;
- не шумят — благодаря мягкости они буквально «плывут» по дороге, не издавая скрипов даже по снегу;
- могут использоваться помимо зимы, еще осенью и весной — резина таких покрышек дольше сохраняется на голом асфальте;
- не твердеют на морозе, сохраняя сцепные свойства на снегу;
- лучшие модели имеют самоочищающийся протектор, предотвращающий скольжение — значительно улучшается контакт с дорогой.
Однако резина без шипов не лишена недостатков. В частности, она пасует перед настоящей зимней дорогой и ледяным покрытием, особенно плохо ездит по укатанным зимним покрытиям (резко ухудшается управляемость автомобилем). Не рекомендуется ее использовать и летом, так как из-за горячего асфальта она истрется буквально за один год — в качестве всесезонки они не подходят. Еще липучки боятся резких маневров, так как резина здесь мягкая.
Например, если водитель случайно выжмет педаль тормоза (особенно на спуске), то автомобиль с резиной без шипов, однозначно занесет в ближайший кювет. Хорошо, что современные автомобили оснащаются ABS — этот электронный помощник немного компенсирует грубые ошибки человека.
Примечательно, что именно непредвиденность на укатанном снежном покрытии стала причиной недоверия покупателей к липучкам. Однако на асфальте зимой, весной и осенью этим покрышкам нет равных. Они — лучше подходят для езды по мегаполису и загородным трассам 9 месяцев кряду.
Для каких дорог подойдут фрикционные шины
Липучки сразу подходят для нескольких типов дорог. Рассмотрим подробнее ниже, для каких покрытий можно спокойно устанавливать зимнюю фрикционную резину:
- заснеженная — мало чем отличается от шиповки, ведь на снегу шипы практически бесполезны, главную скрипку играет высота протектора;
- мокрая — на такой дороге липучка эффективнее, так как лучше устраняет воду (за счет большого числа шашек) и сокращает тормозной путь;
- обледенелая — уступает шиповке вчистую, так как способности к зацеплению у липучек на льду ниже на 20-30 процентов (шипы же прокалывают замерзший наст).
Эксплуатация липучек
Первые 100-200 километров эти шины не показывают свой потенциал полностью, так как еще проходят так называемую обкатку фрикционной зоны. Как раз за это время стирается пленка из смазки (наносят перед вулканизацией), а ламели затачиваются по направлению движения. Затем сцепление с дорогой становится куда лучше, значительно сокращается тормозной путь. Поэтому на первой сотне км не стоит маневрировать, резко тормозить и быстро разгоняться (а также повышать скорость более 80 км/ч), так как протектор еще не готов к экстремальному вождению и быстро повредится.
По закону перед наступлением зимы владелец автомобиля обязан устанавливать покрышки с эмблемой снежинки. Обычно они еще дополнительно маркируются латинскими буквами. Остаточная глубина протектора должна быть больше 4 мм.
В жаркое время, как и говорилось, устанавливать фрикционные зимние шины запрещено. На горячем асфальте резина теряет полезные свойства, что снижает показатели безопасности. Повышается риск аварий, так как изношенная покрышка не может нормально сцепляться с дорогой.
Гарантией безопасного управления станет правильная установка шин. Завод-изготовитель предусматривает специальные маркировочные знаки на боковинах покрышек. Они позволяют различать, где у шины зад и перед, а также — правая/левая сторона. Неопытные водители не знают, что покрышка имеет направление вращения. Если ее установить неправильно, коэффициент полезного действия сильно снижается. Также увеличивается износ протектора, повышается шум при передвижении.
Вы узнали, что такое фрикционная покрышка. Однако мы не рекомендуем самим менять шины. Для правильной сборки колеса — недостаточно просто вмонтировать покрышку. Важно после этого накачать ее до нужного давления и отбалансировать. В гаражных условиях сделать это трудно, так как требуется стенд.
Комментарии0