Автотуризм: отзыв от первого лица
Путешествовать в наши дни стало несравненно проще. Теперь уже не подстерегают смертельные опасности, мы знаем обычно, куда едем, что ожидает нас в новых местах. Впрочем, как говорил небезызвестный Лис у Экзюпери: «Нет в мире совершенства»! Появились другие причины, мешающие нам путешествовать. Для меня это нехватка средств и… скука. Та банальная скука, которую испытываешь, находясь в какой-то туристической группе, когда тебя водят, как мальчишку, от одной достопримечательности к другой.
Я умолчу о том простом факте, что многие из так называемых достопримечательностей я таковыми не считаю, а если и считаю, то всё же хотел бы видеть в первую очередь не их, а что-то другое. Но даже если место интересует меня, то далеко не каждый экскурсовод расскажет о нём именно то, что я бы хотел услышать. Мне почему-то кажется, что подобные мысли блуждают не только в моей голове, но и в головах множества других людей. Эта статья написана для них. Быть может, мой рассказ и опыт помогут кому-то последовать таким же путём.
Итак, у вас есть свой автомобиль, вы ограничены в средствах, но хотите путешествовать, выбирая свои маршруты самостоятельно? При этом у вас есть хоть небольшая доля смелости, уверенности и даже нахальства? Тогда автопутешествие — это то, что вам должно понравиться! Впрочем, я забыл ещё об одной, пусть и необязательной, но очень важной вещи: неплохо было бы иметь определённый опыт туристической походной жизни. Чем он богаче, тем, естественно, лучше, но хотя бы установить палатку нужно уметь.
Многим людям, по моим наблюдениям, почему-то кажется, что автопутешествие — невероятно сложная и даже опасная штука. Меня удивляет такая позиция: видимо, всё дело в отсутствии привычки, опыта. Человеку свойственно бояться того, чем он никогда не занимался. Но стоит хотя бы один раз попробовать, как появится уверенность, вкус, понемногу начнёт накапливаться опыт, а там вас уже и за уши не оттащишь от баранки.
Поэтому первое, что я бы посоветовал будущему автотуристу — стать смелым, не бояться неизвестности и даже полюбить её.
Следующий шаг — оцените свой автомобиль. Как казак не выезжал в дорогу на больном коне, так и автопутешественник должен быть уверен, что его четвероногий друг не подведёт в самый неподходящий момент. Опять же, я не говорю о том, что ваша машина должна быть абсолютно безотказной, речь идёт о некой достаточно адекватной степени надёжности. Проще говоря, автомобиль не должен ломаться едва ли не каждый день.
Каким быть автомобилю по техническим характеристикам — тоже не столь важно, как принято считать. Конечно, кто бы спорил: мощный современный внедорожник предпочтительнее малолитражного седана, но именно на таком десятилетнем седане я ездил в зарубежные поездки длиною в 5 — 6 тысяч километров каждая. Главное, чтобы вы знали и любили свою машину, и она — убедитесь — сможет вас приятно удивить!
Важный вопрос — с кем ехать. Самый простой вариант — поездка в одиночку. Но, во-первых, долгое пребывание с самим собой нравится редким людям, а во-вторых, вам вряд ли позволят уединиться ваши близкие и друзья. Прознав о ваших планах, кто-нибудь обязательно уломает вас взять его с собой в качестве попутчика. Вероятнее всего, вы будете ехать с кем-то из своей семьи, как это, к примеру, делал я. Со мной всегда были жена и сын.
В конце концов, кто бы ни находился с вами в салоне авто, главное, чтобы вам было комфортно с этими людьми, чтобы они не напрягали, чтобы могли помочь в нужный момент словом или подбадривающим взглядом. Ну и, безусловно, попутчики должны разделять вашу страсть к путешествиям!
Куда поедете — на этот важнейший вопрос у вас тоже должен быть заранее подготовленный ответ. От варианта маршрута зависит очень многое, если не всё. Он влияет на деньги, которые потребуются в пути, на количество и качество одежды, которую возьмёте с собой, на время, необходимое для поездки, и ещё на сотню других факторов. Невозможно в одной статье описать весь процесс выбора маршрута, но скажу только, что его проработка занимает много времени и сил. Правда, это занятие приятное, ты ощущаешь себя эдаким первопроходцем, слюнявящим карандаш и рисующим на карте нитку предстоящего пути.
Я бы посоветовал заняться прокладкой своего маршрута задолго до поездки. Например, если она предстоит летом, то лучше эти сани — прокладку пути — подготовить ещё зимой. Не забывайте, что с вами не будет гидов, о многих достопримечательностях необходимо узнать самому, собрать материал, внести его в свой планшет или даже распечатать на бумаге. В этом случае вы, подъехав к какой-нибудь крепости, не будете в задумчивости чесать затылок, спрашивая у случайных людей, что же это такое. Вы смело извлечёте из кармана блокнот, и прочитаете всё, что написали зимой про эту крепость.
Короче говоря, перед поездкой у вас должна сложиться в голове стройная картина своего пути: что вы там увидите, и чем этот путь интересен. Обращаю внимание, что вы сами будете творцом своего маршрута, и сможете увидеть именно то, что интересно вам, а не гидам.
Как утверждает расхожая фраза, квартирный вопрос испортил людей. Чтобы он не испортил вам поездку, необходимо позаботиться о своём ночлеге. Во все наши путешествия мы с женой брали палатку и всё, что необходимо иметь для палаточной жизни: коврики, спальники, тёплую одежду. Да, прорабатывая свой маршрут, вы обязательно должны внести в него автомобильные кемпинги. Да, вы должны быть готовы снять жильё в виде частного дома, придорожного мотеля или даже полноценного номера в отеле. Тем не менее, часто может получиться так, что ночевать придётся в палатке на улице.
Ни в коем случае не стоит этого опасаться! В странах бывшего Союза, в той же Турции или Польше, ночёвка в маленьком придорожном лесу или в посадке вообще не будет проблемой. Мы без особых вопросов ночевали на природе даже в Австрии, в Германии, хотя в этих развитых странах такое, вообще-то, не принято. В интернете можно встретить много информации, будто за подобные вещи там строго наказывают. Мой опыт говорит, что это не так. Если вы, конечно, на ночёвке ведёте себя культурно, как можно незаметнее, не оставляете после себя мусора, грязи и кострищ, становитесь поздно и уезжаете рано, то, вероятнее всего, вас просто не заметят. А если и заметят, то просто пожурят и укажут на то, что следует ночевать в кемпингах. Вы, конечно, покорно согласитесь с этими доводами. Зато вас будет утешать мысль, сколько денег вы смогли сэкономить, ночуя подобным образом!
Помимо палатки обязательно возьмите в поездку небольшую компактную туристическую печку с запасом газовых баллончиков к ней. Эта печка поможет вам и в «дикой» ночёвке, и на ночлеге в кемпинге, да и днём вы сможете остановиться, мгновенно приготовив себе чай, кофе, даже лёгкий обед. Как довесок к печке, возьмите из дому в багажник набор простых продуктов: крупы, растительное масло, чай и сахар, конфеты и печенье. Короче, всё то, что взяли бы с собой в многодневный туристический поход. Приятная разница состоит в том, что в походе вы тянете эти продукты на себе, а здесь они едут в багажнике вашего авто — настоящая мечта туриста!
Подготовившись таким образом, вы сможете совершать большие и интересные поездки с минимальной тратой денег. К примеру, своё первое автомобильное путешествие мы совершили в Европу, побывав за две с половиной недели в семи странах и шести столицах. Нас было трое, ночевали мы в отелях всего один раз (правда, несколько ночей провели у разных друзей), и потратили на поездку долларов 300, не считая стоимости бензина. Но бензин легко просчитать заранее, исходя из технических характеристик вашей машины и длины предстоящего маршрута.
Конечно, в одной небольшой статье невозможно дать все рекомендации по организации автопутешествия. Но главное, что хотелось сказать, я уже написал. Не бойтесь, дерзайте, и тогда, садясь утром в очередной поездке за руль своего автомобиля, вы ощутите в груди приятное, ни с чем не сравнимое блаженство первооткрывателя. Впереди у вас будет день, наполненный неожиданностями и незабываемыми встречами. Вы сможете с гордостью сказать себе: «Я смог это сделать, я не побоялся!» И дороги мира будут помогать вам, ибо дороги во все времена помогали путникам.
Комментарии0