Ремонт и обслуживание

Гильзовка цилиндров

Сергей Василенков от 19-07-2018, 12:26 Просмотров: 2850 1

В переводе с немецкого "гильза" означает "корпус" или "оболочка". Применительно к блоку цилиндров речь идет о съемной трубке из металла — в ней происходит перемещение поршня. Именно этой трубкой и определяется объем цилиндров ДВС. Всего есть 2 разновидности гильз: "мокрые" (пригодные для ремонта) и "сухие". 

Гильза цилиндра: что это такое?

Гильза цилиндра - съемная деталь. Вставляется она прямо в блок цилиндров (БЦ) двигателя. Проще говоря, гильза — это стенка цилиндра. В ней происходит движение поршня. Объем гильзы прямо пропорционален объему цилиндра. Монтаж гильз в БЦ называют гильзированием. Перед гильзированием проводят ряд действий подготовительного характера, ведь эта процедура довольно сложная и трудоёмкая.

"Сухая" гильза — вставка в БЦ, которая при работе мотора не контактирует с рабочей жидкостью. "Мокрые" гильзы контактируют с ОЖ, поэтому имеют прокладки, выполняющие роль уплотнителей. Прокладки не позволяют попадать рабочей жидкости в цилиндры. Еще одно их предназначение — предотвращение проникновения газов из цилиндров в охлаждающую систему.

Втулки БЦ должны отвечать таким условиям:

  • повышенная устойчивость к коррозии;
  • способность выдерживать повышенные температуры, механические нагрузки;
  • долговечность и прочность.

Покупая гильзу с уплотнителем, следует смотреть на конусность детали и толщину ее стенок. А еще при выборе следует учитывать, что не все изделия можно подвергнуть расточке после монтажа.

Когда нужна гильзовка блока?

На автомобилях стоят гильзы разных типов - поэтому и обслуживать БЦ приходится по-разному. Гильзовку цилиндров выполняют в соответствии с рекомендациями производителя относительно сроков проведения процедуры. Такую информацию можно найти в сервисной книжке автомобиля.

Также гильзовка нужна, когда цилиндры вышли из строя или их стенки сильно износились. Конечно, можно сначала попробовать провести расточку цилиндров, но если стенки имеют дефекты, устранить которые при помощи расточки не получается - тогда выход только один.

Гильзовку придется провести, если БЦ уже расточен по максимуму.

Гильзирование считают капитальным ремонтом, поэтому процедуру лучше доверить мастерам автосервиса. В цилиндры некоторых двигателей нельзя поставить поршни ремонтных размеров - здесь восстановление происходит также при помощи гильзонирования.

Как осуществляется гильзовка?

Ее можно проводить на двигателе любого типа. БЦ может быть гильзонирован уже с завода. В этом случае используется "мокрая" гильза, а сносившиеся элементы просто меняют на другие. Такой ремонт не сложен — нужно только приготовить новые гильзы и поставить их на место старых. При диагностике можно обнаружить, что менять все гильзы не нужно - достаточно одного изношенного компонента. Для проверки используют нутромер.

Процедура сложнее, когда используется "сухая" гильза. Если речь идет о чугунных блоках, то и втулки в них должны быть чугунными (из легированного чугуна). Алюминиевые втулки вставляют в блоки из сплавов алюминия. Выбор способа установки зависит от типа гильз — это может быть запрессовка или горячее гильзование.

Предварительно нужно выполнить такие работы:

  • Расточить цилиндр, если только он не сделан из галникала. Стоит проверить форму паза.
  • Сделать хонингование пазов.

Метод горячего гильзования

Этот способ применяется в случае с сухими гильзами. БЦ нагреваем до 150 градусов. Гильзу охлаждаем при помощи жидкого азота, затем обрабатываем препаратом, который используют для предотвращения образования конденсата, когда холодная втулка вставляется в нагретый блок. Наконец, ставим втулки.

Гильзовка блока этим методом считается эффективной, ведь гильза садится плотно, в месте ее касания с блоком создается необходимое натяжение. Втулка под своим весом легко помещается в гнездо. Лишь в некоторых случаях ей приходится «помогать», слегка постучав по ней тяжелым предметом. 

Метод запрессовки

Запрессовывание делают, когда блок не был предварительно расточен. Основное отличие от первого метода — в том, что в посадочное место напыляется герметик. Но прежде блок разогревается до значительной температуры, а втулка наоборот охлаждается - жидким азотом. Производится напыление герметика, и затем запрессовка втулки.

Мы не рекомендуем использовать этот метод, если речь идет о сухих гильзах, ведь допустимое натяжение не должно быть выше 0,05 мм. Есть риск, что запрессовка изменит форму гильзы, поэтому ее толщина доходит до 4 мм. Даже если искажения формы гильзы не произошло, оно может произойти позже при эксплуатации автомобиля из-за присутствия внутри остаточного напряжения.

Расточка: для чего нужна и когда применяется

Расточка позволяет восстановить геометрию. С ее помощью достигается оптимальное расстояние между поршнем и цилиндром. После выхода цилиндра из строя его подвергают растачиванию. Часто этого достаточно, чтобы мотор опять заработал нормально. 

Реабилитация нужна, если размер поршневого кольца изменился. Даже если изменение составляет несколько сотых миллиметра, восстановление лучше провести. Если размеры изменились в месте касания цилиндров с поршневой юбкой, критическим считается отклонение в 3/10 мм. "На глаз" такое изменение определить не получится, поэтому во время диагностики используют специальный инструмент.

Самым опасным считают дефект в форме ступеньки. В этом случае ускоряется износ поршневой системы, во время ее работы слышится сильный шум, напоминающий стук. Двигатель вибрирует, нарушается компрессия. Топливо начинает расходоваться быстрее. Поршневые кольца могут просто развалиться, и тогда стенки цилиндра будут повреждены настолько, что им уже не поможет шлифовка. Цилиндр придется менять.

Для расточки нужен станок с вертикальной подачей. Основная задача мастера - восстановление цилиндрической формы и удаление конусности. Перед работой делают калибровку станка.

Если гильзовку блока провести качественно, с полным соблюдением технологии, двигатель будет без проблем работать в течение 150 000-200 000 км пробега. Если процедуру не провести вовремя, автомобилю может потребоваться капитальный ремонт.

Похожие публикации


Капитальный ремонт двигателя Toyota Camry 2,4 Двигатели типа AZ и их варианты производятся компанией Toyota Motor Corporation. Серия имеет несколько модификаций, одна из которых, 2 AZ-FE объемом 2,4 литра с 2002 года устанавливается на автомобили модели Toyota Camry.
Как отрегулировать тепловой зазор клапанов на автомобилях Газель Клапана важная часть газораспределительного механизма двигателя. Правильная их регулировка является одной из самых необходимых настроек силового агрегата автомобиля. В случае неправильной регулировки, происходит быстрый износ узлов и механизмов газораспределения. Двигатель работает шумно и
Технология ремонта элементов тормозной системы автомобиля ВАЗ 2110. Главный и рабочий тормозные цилиндры Основные элементы тормозной системы современного автомобиля. Гидравлический привод – это основной тип конструкции, применяемый для установки рабочей тормозной системы

Комментарии0

Комментариев к статье "Гильзовка цилиндров" пока нет.

Добавить комментарий