Галогеновый свет – острое зрение автомобиля
Лампа галогенная автомобильная в полной мере отвечает всем требованиям безопасности вождения, обеспечивает улучшенный визуальный комфорт на дороге и отличается большим эксплуатационным ресурсом. Вероятно, поэтому большинство современных автовладельцев отдают предпочтение светотехническим элементам с газами во внутренней колбе. Сейчас уже почти не используются лампы накаливания вакуумного типа в фарах головного света. Добросовестно прослужив людям несколько десятилетий, сегодня такие светотехнические приборы занимают почетные места в технических музеях.
На вахте научно-инженерного прогресса их сменили галогенные лампы. Применение таких осветительных элементов позволило значительно повысить эксплуатационный ресурс вольфрамовой нити и увеличить мощность автомобильной светотехники. Но прогресс не останавливается, продолжая развиться лавинообразными темпами. После укрощения Вольтовой дуги и свеча Яблочкова, заключенная в стеклянной колбе, подобно джинну в бутылке, получила вторую жизнь в автомобильных осветительных приборах.
Разумеется, современная светотехника по качеству материалов, электродам, их положению и конструкционным особенностям невообразимо далека от своей предшественницы начала двадцатого столетия, но даже сейчас галогенные автомобильные лампы работают по тому же принципу, что и их «первобытные» предки, используя в качестве источника свечения электрическую высоковольтную дугу. На этом сходство, пожалуй, заканчивается.
Конструкция
Однако круглосуточное использование светотехники приводит к быстрой выработке лампами своего ресурса. А галоген предлагает некоторый выход из ситуации. Эффективность светоотдачи таких фар составляет до 22 лм/Вт. Прогресс постоянно делает новые витки по спирали истории, вследствие чего, хоть принцип роботы таких светотехнических элементов остается неизменным, часто появляются новые модификации и разновидности. Условно все нынешние автомобильные галогенные лампы можно классифицировать на:
- Приборы улучшенного визуального комфорта, характеризующиеся повышенной температурой нити накаливания, что дает белое свечение, приближенное к модному сегодня ксенону
- Лампы усиленной светоотдачи. Такие устройства способны к более яркому освещению при аналогичной другим типам приборов номинальной мощности. Правда, здесь интенсивность светового пучка зависит еще и от конструкции самой фары
- Всепогодный галоген. Такие элементы снабжены желтыми светофильтрами, что расширяет зону видимости в условия дождя, тумана и прочих атмосферных осадков
- IRC-галоген. Это новейшее направление в развитии светотехнических приборов. Такая англоязычная аббревиатура означает, что лампа имеет инфракрасное покрытие, пропускающее свет видимого спектра, но задерживающее излучение, не улавливаемое человеческим глазом. За счет этого уменьшаются теплопотери, а также увеличивается эффективность лампы и ее эксплуатационный срок. Такие приборы способны сделать зрение автомобиля и соответственно водителя по-настоящему острым.
Принцип работы автомобильных галогенных ламп
Как известно даже из школьного курса физики, принцип действия любого осветительного прибора основан на высоком электрическом сопротивлении вольфрама. Вследствие этого повышается температура спирали накаливания, что и дает выделение энергии. Однако в обычных лампах под дейсвием экстремально высокой температуры атомы вольфрама, испаряясь с тела накала, конденсируются на менее нагретых поверхностях колбы, чем существенно ограничивают эксплуатационный ресурс устройства.
А вот если ввести во внутреннюю полость прибора галогенный газ картина сразу же меняется. Галоген вступает в химическую связь с испаряющимися атомами вольфрама, чем препятствует их осаждению на поверхностях колбы. Такой процесс носит обратимый характер – вблизи спирали накаливания соединение вновь распадается на простейшие составляющие. Таким образом, атомы вольфрама присоединяются к телу накала, что повышает рабочую температуру нити и позволяет добиться более яркого свечения. Такое химическое цикличное взаимодействие значительно увеличивает долговечность устройства.
Комментарии0