Цепи противоскольжения для колес – как выбрать
Вопрос, как повысить проходимость автомобиля зимой, начинает волновать не только любителей «оффроуда». Машине, которой предстоит противостоять рыхлой «каше» из воды, снега и реагента на скользком льду – приходят на помощь устройства противоскольжения, надеваемые на колеса. Давайте разберем, для чего нужно устанавливать цепи противоскольжения. Эффективны ли они, и в какой дорожной ситуации. Рассмотрим виды, чем обусловлен выбор стальных или резиновых приспособлений, а также – чем полезна или опасна их установка.
Для чего нужны цепи противоскольжения
Джиперы, привыкшие передвигаться на цепях по грязи, скажут: «Конечно, для бездорожья». Автолюбители, регулярно надевающие резиновые цепи на колеса – ответят: «Для зимы», а водители грузовиков, вынужденные часто заезжать на грунтовку, чтобы не «засесть», просто – не расстаются с ними никогда.
Эффективность цепей противоскольжения – зависит от типа рисунка, высоты и формы звена. В зависимости от материала разные типы колесных цепей – показывают лучшее сцепление на одном из видов дорожного покрытия.
Преимущества и недостатки использования
Плюс – один и крупный: устройства противоскольжения в три-четыре раза повышают тяговую способность ведущих колес автомобиля. По принципу – это большой съемный «грунтозацеп» увеличивающий площадь опоры и придающий переменную жесткость пятну контакта. Для моноприводного легкового автомобиля без дифференциала это – просто панацея в зимний период.
Первый минус – в том, что приспособления нельзя использовать постоянно – ездить на них по асфальту, или применять вместо зимней резины. На сухих твердых покрытиях они быстро стираются, деформируются и рвутся.
Второй минус – чтобы не порвать само изделие и не слететь с дороги, приходится ползти как черепаха и маневрировать очень плавно. Ну и третий – применение устройств сокращает ресурс шин и ступичных подшипников (разбивает их, нарушая балансировку). Однако, все неудобства использования с лихвой перекрываются возможностью «выползти» из сложной дорожной ситуации самостоятельно.
Виды цепей противоскольжения
- «Жесткие». Самый распространенный тип. Стальные – со звеньями разной величины, толщины и профиля. Универсальны для рыхлого и вязкого грунта, льда, неглубокого снега. Бывают простые и самозатягивающиеся. Шумные, сильнее остальных производят вибрацию и изнашивают покрышки.
- «Мягкие». Резиновые цепи противоскольжения в виде сетки, вырезанной из толстого пластика или каучука. Хорошо повышают проходимость автомобиля на льду и рыхлом снегу, меньше портят покрышки, не ржавеют. Легкие, но менее прочные. Бывают «ручные», или с затяжкой автоматического типа.
- «Комбинированные» (низкопрофильные) устройства, состоящие из отрезков цепи и резиновых шипованных пластин-траков. Самозатягивающиеся (автомат), на внешней «крестовине», позволяющей подгонять размер под разный диаметр колеса автомобиля. Легкие, почти не нагружают боковую поверхность покрышки, но – дорогие.
Приспособление выбирают под определенный колесный размер.
На каждом серийном варианте есть таблица, указывающая максимальный и минимальный диаметр колеса, для которого он предназначен, высоту профиля и ширину покрышки. Брать ли «автоматически» затягивающиеся – исходите из цены. По удобству они значительно превосходят простые.
Различают следующие разновидности рисунка:
- Лесенка – характерна для жестких типов. Хорошо «гребет» по жиже, но неустойчива к боковому сносу.
- Ромб – типичный рисунок для стальных и «мягких» полимерных вариантов – хорошо держит на льду, в снегу.
- Соты – самый комфортный, малошумный, устойчивый рисунок. Более эффективен в глине и снегу.
Как надевать
Изделия нужно устанавливать заранее, до начала движения автомобиля по сложному участку дороги. Надевая металлические цепи, важно не перекрутить звенья, чтобы их торчащие края не повреждали протектор в месте контакта.
Инструкция – как одеть цепи на колеса:
- Достать изделия из упаковки, распрямить, расстелить перед каждым ведущим колесом, ровно по ходу движения.
- Наехать на них примерно до трети длины, чтобы край показался из-под колеса.
- Встать на «ручник», или зафиксировать машину на передаче.
- Руками натянуть длинный край цепи (или резинового «коврика») противоскольжения на колеса сверху, расправляя по мере надевания.
- Застегнуть каждый карабин – сначала центральные застежки, затем – боковые по краям.
- Если у изделия не предусмотрен механизм автозатяжки – стянуть регулировку руками.
Резиновые «коврики» одевать проще – они ровно раскатываются сами. Достаточно наехать на них и застегнуть, стянув боковые ремешки. Важно – если предстоит пройти «на цепях» длинный участок дороги – через пару десятков метров после старта остановитесь, и подтяните боковые стяжки – нужно выбрать образовавшийся люфт. Цепи, если они не самозатягивающиеся, имеют свойство ослабляться, поэтому дальше – их так же надо периодически подтягивать, каждые 20-30 минут пути.
Особенности эксплуатации цепей противоскольжения
- Используются только парами – на одной оси.
- Нельзя устанавливать на ведомые колеса – только на ведущие.
- Скоростное ограничение при движении составляет 30–50км/ч.
- Нельзя резко тормозить, это может привести к разрыву цепи.
- Должны соответствовать размерности покрышек автомобиля.
- Сильнее портят низкопрофильную резину, чем высокопрофильную.
- Снижение давления в шинах до 1-1,5 атм. – повышает эффективность, но уменьшает срок службы.
Если вы не фанат внедорожного экстрима, цепи противоскольжения понадобятся вам только в зимнее время, до которого их нужно хранить в чехле, в сухом месте. Перед закладкой на хранение изделия нужно вымыть (водой с автошампунем, или бензином) и тщательно высушить. Железные – обработать смазкой WD-40 или другим консервирующим составом. Очищать приспособления от загрязнений и сушить рекомендуется после каждого использования. В багажнике их хранят в заводском кейсе или чехле.
Существует ли альтернатива
«Пробуксовочные ленты» или «траки», предлагаемые рекламой вместо цепей противоскольжения – подходят только для освобождения колеса из ледяной «ловушки» – глубокой лужи с ледяным дном, заполненной водой, грязью, или снежной «кашей». Эффективно передвигаться на длинную дистанцию по грязи, рыхлому снегу или льду – машине помогают «браслеты противоскольжения», затягивающиеся как хомут, поперек протектора шины – через отверстия колесного диска.
Существуют одинарные и сегментные браслеты противоскольжения. На выбор – цепные, комбинированные и полимерные. Их рабочая часть – фиксированной длины, соответствующей размерности покрышек вашего автомобиля, а внутренняя (регулируемая застежкой с храповиком) – из текстильной ленты. Для каждого колеса легкового автомобиля требуется установить от 3 до 6 браслетов. Так называемые «чехлы» и «ремни антискольжения» – недолговечны и неэффективны.
Комментарии1