Ремонт и обслуживание

Как и чем точно замерить компрессию в двигателе

Сергей Василенков от 4-10-2022, 17:17 Просмотров: 1296 5

Диагностику цилиндропоршневой группы (ЦПГ) нельзя сделать «на глаз». Есть лишь косвенные признаки, которые указывают на ту или иную проблему. Для получения точной информации понадобится специальное оборудование. В статье речь пойдет о том, как правильно замерить компрессию. Методика позволяет оценить степень износа поршней и клапанов, узнать о закоксованности маслосьемных колец и магистралей, по которым в норме движется смазка. Время сделать замеры приходит, когда мотор теряет мощность, увеличивается расход бензина или солярки.

Методика измерений

Замер компрессии в автомобильном двигателе — простой, но не слишком надежный способ диагностики. Цифры на шкале компрессометра не скажут о том, что прогорел впускной клапан или залегли маслосъемные кольца. Водитель лишь поймет, что с поршневой что-то не в порядке.

Как меряют компрессиюКак меряют компрессию
Измерение компрессии

На процесс измерения влияет много факторов. Разряженная АКБ снижает показатель компрессии на значительную величину: от 1,02 до 3,05 кгс/см². Состав топливовоздушной смеси (ТВС) тоже сказывается на финальных цифрах.

Все факторы обеспечивают погрешность на уровне 28-33 %. Здесь можно привести аналогию с весами. Человек хочет узнать свою массу тела, но в его распоряжении находится измерительный прибор с большой погрешностью. Он встает на весы и видит цифру на дисплее — 85 кг. Но если отнять от показателя погрешность или прибавить, то получится, что вес находится в диапазоне от 57 до 113 кг.

Есть способы, которые сводят погрешность к минимальным значениям. При их использовании есть шанс получить объективную картину. Останется лишь сравнить показатели с эталонными, чтобы найти «убитый» цилиндр, а потом сделать ремонт.

Как выбрать компрессометр

Компрессометр прижимного типаКомпрессометр прижимного типа
Прижимной компрессометр

Простой прибор, предназначенный для диагностики, называют компрессометром. Это манометр с гибкой или жесткой трубкой, один наконечник которой вкручивается в резьбу свечного колодца. Это лучший вариант фиксации. Он обеспечивает точность измерений. Продвинутое оборудование — компрессограф. С его помощью можно померить и вывести график компрессии на экран монитора, а потом оценить работу каждого цилиндра. Покупка дорогого прибора не слишком оправдана, особенно когда диагностику надо провести один раз.

Стоит приобрести резьбовой компрессометр, у прижимного большая погрешность.

Для проверки дизеля нужно выбрать компрессометр с наконечником под отверстие свечи накала или форсунки. Как вариант стоит взять оборудование с переходниками. Его можно использовать на бензиновых и дизельных моторах. Ресурс диагностических приборов начальной ценовой категории не велик. Их хватит на пару проверок шестицилиндрового силового агрегата.

Правила замера

Первым делом надо полностью зарядить аккумулятор. Это можно сделать с помощью зарядного устройства или просто подольше дать поработать двигателю на холостых оборотах без включения потребителей электричества. Нормальное напряжение для АКБ в таком случае — 12,6 В. Это можно проверить с помощью бытового мультиметра, подключив щупы к клеммам.

Проверка напряжения батареиПроверка напряжения батареи
Проверка напряжения АКБ

Замеры стоит проводить на теплом моторе. Достаточно прогреть силовой агрегат до 65-75 °C. Тогда масло будет свободно течь по каналам и смазывать детали изнутри. Это повышает объективность замера компрессии в автомобильном двигателе. Вот еще правила:

  • надо выкрутить свечи из каждого цилиндра;
  • стоит полностью перекрыть подачу топлива.

Если горючее продолжит идти в цилиндр, оно растворит масляную пленку. Давление снизится, получатся искаженные результаты.

Методы измерения

Разные подходы дают разные результаты. Нет единого алгоритма, способного показать стопроцентную точность. Лучше испробовать все методы и вывести среднее арифметическое. Так проще приблизиться к эталону. Стоит сначала провести диагностику с открытым дросселем, потом вкрутить свечи в колодцы, прогреть мотор и провести замеры с закрытым дросселем. Важно следить за изменениями значений в динамике.

Если на первом такте давление остается в границах 4,13-5,15 кгс/см², а на следующих увеличивается, дело в залипании, стачивании поршневых колец. Нужно залить в цилиндр немного масла — 7 мл и повторить процедуру. Когда наблюдается рост компрессии после добавления смазки с первого такта, пришло время менять кольца. Давление осталось низким? Прогорела прокладка ГБЦ.

С открытым дросселем

При нажатии на педаль газа в цилиндрах скапливается много воздуха. Это вызывает «пробой» масляного клина, что искажает результаты. Нельзя назвать снижение компрессии катастрофическим. Компрессометр покажет приблизительные цифры, равные 12,23-14,27 кгс/см². Данные замеров можно использовать для определения серьезных поломок. Это прогар клапанов и поршней, закоксовка маслосъемных и компрессионных колец.

Открытый дроссельОткрытый дроссель
Открытая заслонка

Метод поможет локализовать образование задиров на зеркалах цилиндров. После завершения процедуры останется сравнить показатели с заводскими. При значительном расхождении можно сделать однозначный вывод: поршневая или система газораспределения (ГРМ) неисправны.

С закрытым дросселем

Когда заслонка закрыта, в камеру сгорания практически не поступает воздух. Смазка хорошо герметизирует стыки. Степень сжатия не будет высокой. В норме она составит 11.21-13,25 кгс/см². Методика помогает выявить незначительные дефекты. При минимальных утечках компрессии прибор покажет падение значения в 2-3 раза.

Закрытая заслонкаЗакрытая заслонка
Закрытый дроссель

Можно отыскать неисправности наподобие плохой посадки тарелки клапана в седле, прогара прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). Еще легко диагностировать неполное закрытие клапана, смещение кулачка распредвала, появление на нем задиров. Особенно целостность геометрии кулачка важна на моторах с установленными гидрокомпенсаторами.

Измерение с добавкой масла

Существует способ, который точно указывает на неисправность. Он работает в ситуации, когда в цилиндре обнаружен низкий показатель компрессии. Надо с помощью груши или шприца добавить в камеру сгорания 8-11 мл моторного масла. Далее возможны два варианта:

  1. Давление выросло. Закоксовались, выработались поршневые кольца.
  2. Компрессия осталась прежней. Открытый или прогоревший клапан, трещина в поршне, пробита прокладка ГБЦ.

Масло создает на зеркале цилиндра пленку, улучшает сцепление поршневых колец с поверхностью. Поэтому улучшение показателей напрямую связано с кольцами.

Диагностика «на холодную»

Бывают ситуации, когда запустить двигатель невозможно. Аккумулятор заряжен, стартер активно вращает коленчатый вал, но мотор не схватывает. Вот как нужно мерить компрессию:

  • выкрутить свечи зажигания или накаливания, форсунки с одного цилиндра;
  • полностью перекрыть доступ топлива в систему;
  • вставить наконечник компрессометра в отверстие и зафиксировать;
  • прокрутить стартер в течение 10-30 секунд.

В 80 % случаев показатель давления не перешагнет отметку 6,19-7,23 кгс/см². Элементы ЦПГ сильно изношены. Если получится завести мотор, прогреть до 70 °C, а потом повторить попытку замера, окажется, что компрессия вырастет до 8,26-9,29 кгс/см².

Измерение «на холодную»Измерение «на холодную»
Замер «на холодную»

Перед диагностикой холодного дизеля нужно подождать 1-2 часа, пока масло полностью опустится в полость картера. Тогда результаты будут максимально объективными. Цифры до 18,59 кгс/см² говорят о крайней изношенности ЦПГ. Если на дисплее прибора менее 24,79 кгс/см², то дизельный силовой агрегат надо «капиталить».

Чтобы отыскать проблемный цилиндр, надо сравнить результаты измерений. Отклонение на 1 кгс/см² можно считать вариантом нормы. При падении компрессии на 2-3 кгс/см² цилиндр стоит отметить как неисправный.

Для дизельного мотора

Сначала нужно принять стандартные меры безопасности: поставить под колеса противооткатные упоры, включить ручной тормоз. Потом стоит полностью перекрыть подачу топлива.

Для дизеля понадобится компрессометр с расширенным диапазоном значений. Максимальная цифра на шкале может доходить до 80 кгс/см². Наконечник прибора подключают через отверстие от форсунки или свечи накаливания. Остается прокрутить коленвал стартером и посмотреть на результаты:

Компрессия, кгс/см²

Расшифровка

37-45

Отлично

32-36

Хорошо

30-32

Нормально

28-30

Удовлетворительно

Меньше 28

Плохо

Если показатель опускается ниже 28 кгс/см², надо проводить капитальный ремонт силового агрегата. Он вряд ли запустится с таким значением.

Эталонные показатели компрессии

В технической документации на машину производитель не указывает величину компрессии. Там фигурирует другой показатель — степень сжатия. Но зная цифру, можно найти то, что нужно по формуле:

компрессия = степень сжатия × 1,3

Коэффициент и сама формула работает лишь для бензиновых четырехтактных моторов. Найдем эталонную величину для двигателя K7M, установленного на Renault Dokker:

компрессия = 9,5 × 1,3 = 12,35 кгс/см².

Если при измерении показатель ниже эталонного, значит есть проблемы с ЦПГ. Таблица с ориентировочными значениями:

Мотор

Компрессия, кгс/см²

Допустимый разброс, кгс/см²

Бензиновый

12-14

0,5-1

Дизельный

28-45

2,5-3

Итоговая цифра не должна отклоняться от нормы. Если в цилиндре большой разброс, в нем есть дефекты, связанные с залеганием поршневых колец, нарушением прилегания клапана к седлу или герметичностью прокладки ГБЦ.

Закачка сжатого воздуха

Методику нельзя напрямую увязать с измерением компрессии, зато она помогает диагностировать неисправность с высокой точностью. Первым делом надо поставить машину на «нейтралку», включить ручник и поставить под колеса противооткатные упоры. Затем с помощью вращения маховика стоит «поймать» верхнюю мертвую точку (ВМТ) в одном цилиндре. Останется подать в цилиндр сжатый воздух под давлением 2-3 кгс/см² и послушать, откуда выходит избыток воздуха:

Локализация

Причины

Карбюратор

Не прилегает впускной клапан

Маслозаливная горловина

Треснул, прогорел поршень

Глушитель

Прогорел выпускной клапан

Свечной колодец соседнего цилиндра

Пробой прокладки ГБЦ

Если до эксперимента мотор «троил» и терял мощность, обозначится проблема с прогаром выпускного клапана.

Эффективность измерений

Замер компрессии в автомобильном двигателе — метод с низкой точностью. В зависимости от внешних и внутренних факторов, погрешность может составлять до 32 % и более как в одну, так и в другую сторону. При таких параметрах сложно говорить о точной постановке «диагноза». В домашних условиях можно применять методику разве что для ориентира, чтобы определить необходимость расширенной диагностики.

Точные показатели дает прибор, который называют анализатором пневмоплотности (АПЦ). Его наконечник подключают к свечному колодцу или отверстиям свечей накаливания, форсунок. Потом включают стартер и следят за показателями. Вот какие два параметра выдает АПЦ:

  1. Полный вакуум. Показывает утечку через камеру сгорания. Это прогар клапанов, поршня, прокладки ГБЦ, выработка зеркала гильзы.
  2. Остаточный вакуум. Обозначает выход «компрессии» через поршневые кольца. Определяет уровень изношенности, залегания колец.

Прибор стоит слишком дорого, чтобы покупать его для однократной диагностики. Но проверить с его помощью компрессию можно на станции техобслуживания (СТО). Главное — выбрать ответственных и квалифицированных специалистов с большим опытом работы.

Похожие публикации


Комментарии0

Комментариев к статье "Как и чем точно замерить компрессию в двигателе" пока нет.

Добавить комментарий