Как и чем точно замерить компрессию в двигателе
Диагностику цилиндропоршневой группы (ЦПГ) нельзя сделать «на глаз». Есть лишь косвенные признаки, которые указывают на ту или иную проблему. Для получения точной информации понадобится специальное оборудование. В статье речь пойдет о том, как правильно замерить компрессию. Методика позволяет оценить степень износа поршней и клапанов, узнать о закоксованности маслосьемных колец и магистралей, по которым в норме движется смазка. Время сделать замеры приходит, когда мотор теряет мощность, увеличивается расход бензина или солярки.
Методика измерений
Замер компрессии в автомобильном двигателе — простой, но не слишком надежный способ диагностики. Цифры на шкале компрессометра не скажут о том, что прогорел впускной клапан или залегли маслосъемные кольца. Водитель лишь поймет, что с поршневой что-то не в порядке.
На процесс измерения влияет много факторов. Разряженная АКБ снижает показатель компрессии на значительную величину: от 1,02 до 3,05 кгс/см². Состав топливовоздушной смеси (ТВС) тоже сказывается на финальных цифрах.
Все факторы обеспечивают погрешность на уровне 28-33 %. Здесь можно привести аналогию с весами. Человек хочет узнать свою массу тела, но в его распоряжении находится измерительный прибор с большой погрешностью. Он встает на весы и видит цифру на дисплее — 85 кг. Но если отнять от показателя погрешность или прибавить, то получится, что вес находится в диапазоне от 57 до 113 кг.
Есть способы, которые сводят погрешность к минимальным значениям. При их использовании есть шанс получить объективную картину. Останется лишь сравнить показатели с эталонными, чтобы найти «убитый» цилиндр, а потом сделать ремонт.
Как выбрать компрессометр
Простой прибор, предназначенный для диагностики, называют компрессометром. Это манометр с гибкой или жесткой трубкой, один наконечник которой вкручивается в резьбу свечного колодца. Это лучший вариант фиксации. Он обеспечивает точность измерений. Продвинутое оборудование — компрессограф. С его помощью можно померить и вывести график компрессии на экран монитора, а потом оценить работу каждого цилиндра. Покупка дорогого прибора не слишком оправдана, особенно когда диагностику надо провести один раз.
Для проверки дизеля нужно выбрать компрессометр с наконечником под отверстие свечи накала или форсунки. Как вариант стоит взять оборудование с переходниками. Его можно использовать на бензиновых и дизельных моторах. Ресурс диагностических приборов начальной ценовой категории не велик. Их хватит на пару проверок шестицилиндрового силового агрегата.
Правила замера
Первым делом надо полностью зарядить аккумулятор. Это можно сделать с помощью зарядного устройства или просто подольше дать поработать двигателю на холостых оборотах без включения потребителей электричества. Нормальное напряжение для АКБ в таком случае — 12,6 В. Это можно проверить с помощью бытового мультиметра, подключив щупы к клеммам.
Замеры стоит проводить на теплом моторе. Достаточно прогреть силовой агрегат до 65-75 °C. Тогда масло будет свободно течь по каналам и смазывать детали изнутри. Это повышает объективность замера компрессии в автомобильном двигателе. Вот еще правила:
- надо выкрутить свечи из каждого цилиндра;
- стоит полностью перекрыть подачу топлива.
Если горючее продолжит идти в цилиндр, оно растворит масляную пленку. Давление снизится, получатся искаженные результаты.
Методы измерения
Разные подходы дают разные результаты. Нет единого алгоритма, способного показать стопроцентную точность. Лучше испробовать все методы и вывести среднее арифметическое. Так проще приблизиться к эталону. Стоит сначала провести диагностику с открытым дросселем, потом вкрутить свечи в колодцы, прогреть мотор и провести замеры с закрытым дросселем. Важно следить за изменениями значений в динамике.
Если на первом такте давление остается в границах 4,13-5,15 кгс/см², а на следующих увеличивается, дело в залипании, стачивании поршневых колец. Нужно залить в цилиндр немного масла — 7 мл и повторить процедуру. Когда наблюдается рост компрессии после добавления смазки с первого такта, пришло время менять кольца. Давление осталось низким? Прогорела прокладка ГБЦ.
С открытым дросселем
При нажатии на педаль газа в цилиндрах скапливается много воздуха. Это вызывает «пробой» масляного клина, что искажает результаты. Нельзя назвать снижение компрессии катастрофическим. Компрессометр покажет приблизительные цифры, равные 12,23-14,27 кгс/см². Данные замеров можно использовать для определения серьезных поломок. Это прогар клапанов и поршней, закоксовка маслосъемных и компрессионных колец.
Метод поможет локализовать образование задиров на зеркалах цилиндров. После завершения процедуры останется сравнить показатели с заводскими. При значительном расхождении можно сделать однозначный вывод: поршневая или система газораспределения (ГРМ) неисправны.
С закрытым дросселем
Когда заслонка закрыта, в камеру сгорания практически не поступает воздух. Смазка хорошо герметизирует стыки. Степень сжатия не будет высокой. В норме она составит 11.21-13,25 кгс/см². Методика помогает выявить незначительные дефекты. При минимальных утечках компрессии прибор покажет падение значения в 2-3 раза.
Можно отыскать неисправности наподобие плохой посадки тарелки клапана в седле, прогара прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). Еще легко диагностировать неполное закрытие клапана, смещение кулачка распредвала, появление на нем задиров. Особенно целостность геометрии кулачка важна на моторах с установленными гидрокомпенсаторами.
Измерение с добавкой масла
Существует способ, который точно указывает на неисправность. Он работает в ситуации, когда в цилиндре обнаружен низкий показатель компрессии. Надо с помощью груши или шприца добавить в камеру сгорания 8-11 мл моторного масла. Далее возможны два варианта:
- Давление выросло. Закоксовались, выработались поршневые кольца.
- Компрессия осталась прежней. Открытый или прогоревший клапан, трещина в поршне, пробита прокладка ГБЦ.
Масло создает на зеркале цилиндра пленку, улучшает сцепление поршневых колец с поверхностью. Поэтому улучшение показателей напрямую связано с кольцами.
Диагностика «на холодную»
Бывают ситуации, когда запустить двигатель невозможно. Аккумулятор заряжен, стартер активно вращает коленчатый вал, но мотор не схватывает. Вот как нужно мерить компрессию:
- выкрутить свечи зажигания или накаливания, форсунки с одного цилиндра;
- полностью перекрыть доступ топлива в систему;
- вставить наконечник компрессометра в отверстие и зафиксировать;
- прокрутить стартер в течение 10-30 секунд.
В 80 % случаев показатель давления не перешагнет отметку 6,19-7,23 кгс/см². Элементы ЦПГ сильно изношены. Если получится завести мотор, прогреть до 70 °C, а потом повторить попытку замера, окажется, что компрессия вырастет до 8,26-9,29 кгс/см².
Перед диагностикой холодного дизеля нужно подождать 1-2 часа, пока масло полностью опустится в полость картера. Тогда результаты будут максимально объективными. Цифры до 18,59 кгс/см² говорят о крайней изношенности ЦПГ. Если на дисплее прибора менее 24,79 кгс/см², то дизельный силовой агрегат надо «капиталить».
Чтобы отыскать проблемный цилиндр, надо сравнить результаты измерений. Отклонение на 1 кгс/см² можно считать вариантом нормы. При падении компрессии на 2-3 кгс/см² цилиндр стоит отметить как неисправный.
Для дизельного мотора
Сначала нужно принять стандартные меры безопасности: поставить под колеса противооткатные упоры, включить ручной тормоз. Потом стоит полностью перекрыть подачу топлива.
Для дизеля понадобится компрессометр с расширенным диапазоном значений. Максимальная цифра на шкале может доходить до 80 кгс/см². Наконечник прибора подключают через отверстие от форсунки или свечи накаливания. Остается прокрутить коленвал стартером и посмотреть на результаты:
Компрессия, кгс/см² |
Расшифровка |
37-45 |
Отлично |
32-36 |
Хорошо |
30-32 |
Нормально |
28-30 |
Удовлетворительно |
Меньше 28 |
Плохо |
Если показатель опускается ниже 28 кгс/см², надо проводить капитальный ремонт силового агрегата. Он вряд ли запустится с таким значением.
Эталонные показатели компрессии
В технической документации на машину производитель не указывает величину компрессии. Там фигурирует другой показатель — степень сжатия. Но зная цифру, можно найти то, что нужно по формуле:
Коэффициент и сама формула работает лишь для бензиновых четырехтактных моторов. Найдем эталонную величину для двигателя K7M, установленного на Renault Dokker:
Если при измерении показатель ниже эталонного, значит есть проблемы с ЦПГ. Таблица с ориентировочными значениями:
Мотор |
Компрессия, кгс/см² |
Допустимый разброс, кгс/см² |
Бензиновый |
12-14 |
0,5-1 |
Дизельный |
28-45 |
2,5-3 |
Итоговая цифра не должна отклоняться от нормы. Если в цилиндре большой разброс, в нем есть дефекты, связанные с залеганием поршневых колец, нарушением прилегания клапана к седлу или герметичностью прокладки ГБЦ.
Закачка сжатого воздуха
Методику нельзя напрямую увязать с измерением компрессии, зато она помогает диагностировать неисправность с высокой точностью. Первым делом надо поставить машину на «нейтралку», включить ручник и поставить под колеса противооткатные упоры. Затем с помощью вращения маховика стоит «поймать» верхнюю мертвую точку (ВМТ) в одном цилиндре. Останется подать в цилиндр сжатый воздух под давлением 2-3 кгс/см² и послушать, откуда выходит избыток воздуха:
Локализация |
Причины |
Карбюратор |
Не прилегает впускной клапан |
Маслозаливная горловина |
Треснул, прогорел поршень |
Глушитель |
Прогорел выпускной клапан |
Свечной колодец соседнего цилиндра |
Пробой прокладки ГБЦ |
Если до эксперимента мотор «троил» и терял мощность, обозначится проблема с прогаром выпускного клапана.
Эффективность измерений
Замер компрессии в автомобильном двигателе — метод с низкой точностью. В зависимости от внешних и внутренних факторов, погрешность может составлять до 32 % и более как в одну, так и в другую сторону. При таких параметрах сложно говорить о точной постановке «диагноза». В домашних условиях можно применять методику разве что для ориентира, чтобы определить необходимость расширенной диагностики.
Точные показатели дает прибор, который называют анализатором пневмоплотности (АПЦ). Его наконечник подключают к свечному колодцу или отверстиям свечей накаливания, форсунок. Потом включают стартер и следят за показателями. Вот какие два параметра выдает АПЦ:
- Полный вакуум. Показывает утечку через камеру сгорания. Это прогар клапанов, поршня, прокладки ГБЦ, выработка зеркала гильзы.
- Остаточный вакуум. Обозначает выход «компрессии» через поршневые кольца. Определяет уровень изношенности, залегания колец.
Прибор стоит слишком дорого, чтобы покупать его для однократной диагностики. Но проверить с его помощью компрессию можно на станции техобслуживания (СТО). Главное — выбрать ответственных и квалифицированных специалистов с большим опытом работы.
Комментарии0