Отличия антифриза от тосола и можно ли смешивать
На полках автомобильных магазинов полно разновидностей охлаждающей жидкости. Если с названиями брендов все понятно — есть известные производители, а есть «темные лошадки», то с групповой принадлежностью все не так однозначно. Чтобы понять, в чем заключается отличие между тосолом и антифризом, нужно вспомнить историю создания российской автохимии. Забегая вперед можно сказать, что никакой разницы нет. Это как искать расхождения между ксероксом и копиром. Все началось в СССР.
Различием между антифризом и тосолом
На заре автомобилестроения, сразу после появления жидкостной системы охлаждения, в радиаторы заливали простую воду. Первые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) были неприхотливыми. Но со временем технологии усложнялись, температура моторов росла. Вода перестала выполнять свои функции, она выкипала, оставляя после себя минеральный налет, который забивал каналы охлаждения. Приходилось часто промывать систему. Проблема замерзания при низких температурах тоже была актуальна. С разницей в 50 лет появились два состава:
- Антифриз. От латинского anti — «против» и английского freeze — «замерзать». Появился в странах Европы и Запада в двадцатых годах XX века.
- Тосол. От аббревиатуры отдела НИИ ТОС — технология органического синтеза. Изготовлен в СССР в 1971 году. Окончание «ол» характерно для спиртов.
Вот в чем разница, тосол или антифриз: это всего лишь названия торговых марок. В начале XX века в качестве охлаждающей жидкости использовали раствор воды и глицерина в пропорции 35:65. Состав выдерживал морозы до –40 °C и не закипал при температуре +290 °C. Но был недостаток — плохая текучесть. Поэтому глицерин заменили на этиленгликоль. Проблема ушла. С тех пор антифриз стали производить по единой технологии.
В 1971 году перед инженерами Советского Союза встала задача создать собственную охлаждающую жидкость для нужд Волжского автомобильного завода. За дело взялись сотрудники НИИ органической химии. Отдел технологии органического синтеза работал над рецептурой 3 года, пока не создал собственный продукт в рамках импортозамещения. Появилось три варианта тосола.
После распада СССР в рыночных условиях возникла конкуренция. Слово «тосол» отечественные автомобилисты ассоциировали с машинами марки ВАЗ. Поэтому ушлые коммерсанты стали поставлять на прилавки продукцию с названием «антифриз». Владельцы иномарок оценили инициативу и стали покупать только жидкость, названную на западный манер. Постепенно грани между названиями стерлись. Теперь антифриз — это тосол. И разницы нет.
Классификация антифризов
В начале статьи была аналогия, связанная с ксероксом и копиром. Копир — класс техники, а ксерокс — один из брендов. Также антифриз — общий класс охлаждающих жидкостей, а тосол — торговая марка. Вот какие виды антифризов бывают:
Класс |
Наименование |
Присадки |
G11 |
Силикатные |
Силикаты, нитраты |
G12 |
Карбоксилатные |
Органические кислоты |
G12+ |
Гибридные |
Силикаты и кислоты |
G12++; G13 |
Лобридные |
Карбоксилаты |
Примерно на 97 % охлаждающая жидкость состоит из воды и этиленгликоля. В последних поколениях этиленгликоль заменили на пропиленгликоль, потому что вещество менее вредно для окружающей среды. Присадки нужны для борьбы с коррозией в двигателе. Тосол относят к классу силикатных антифризов (G11). Это жидкости первых поколений. Буква G — generation.
Что лучше заливать
Есть железное правило — использовать ту охлаждающую жидкость, которую рекомендует производитель машины. Информация об этом содержится в руководстве по эксплуатации. Если водитель хочет выбрать жидкость самостоятельно, ему стоит обратить внимание на следующие показатели:
- температура замерзания;
- температура кипения;
Последний показатель примерно одинаков. В этом плане антифриз мало чем отличается от тосола. А температура кристаллизации важна. Если машину эксплуатируют в южных регионах РФ, столбик термометра почти не опускается ниже -30 °C. В Якутии бывает мороз до -65 °C. Поэтому стоит делать выбор на основе регионального климата.
В составе любой охлаждающей жидкости есть добавки, необходимые для защиты мотора от коррозии. Но не все из них обеспечивают высокую эффективность. Составы класса G11 быстро теряют эксплуатационные свойства. Это тосол и антифриз с силикатными присадками. Они покрывают поверхность защитным слоем, который снижает теплоотдачу, а со временем осыпается. В результате образуются частицы с абразивными свойствами.
Жидкость поколения G12 не образует абразивных частиц. Вместо защитного слоя антифриз точечно действует на места, где появилась коррозия. Состав может работать в силовом агрегате в 2 раза дольше, чем G11. Но и цена у него выше. ОЖ G12+ сочетает в себе достоинства двух предыдущих поколений и практически лишена недостатков, характерных для предшественников. «Охлаждайка» G12++ и G13 практически не поступает на российский рынок.
Можно ли смешивать жидкости
В ходе рассуждения оказалось, что тосол и антифриз — одно и то же. Поэтому будет корректнее поставить вопрос о том, можно ли смешивать антифризы разных поколений. Данные указаны в таблице:
Классы |
G11 |
G12 |
G12+ |
G12++; G13 |
G11 |
+ |
– |
+ |
+ |
G12 |
– |
+ |
+ |
+ |
G12+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
G12++; G13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
Категорически нельзя смешивать между собой жидкости поколений G11 и G12. Они вступают в реакцию с образованием большого количества абразивного осадка. Продукты распада потом придется долго вымывать из системы охлаждения. Остальные классы антифризов стоит смешивать с большой осторожностью, если нет возможности приобрести аналогичный тосол. Не следует обращать внимание на цвет. И G11, и G12 могут оказаться одного оттенка. Все зависит от красителя, который производитель добавил в раствор.
В походных условиях можно разбавлять антифриз дистиллированной водой, но в минимальных количествах. Чем больше воды, тем меньше этиленгликоля. Вот как концентрация влияет на основные характеристики жидкости:
Если в растворе 60 % воды и лишь 40 % этиленгликоля, то жидкость замерзает уже при –25 °C, а закипает при +103 °C. Есть шанс перегреть мотор, особенно если наблюдаются неисправности в системе охлаждения.
Как отличить подделку
Названия — вот в чем единственная разница между антифризом и тосолом. Нечистые на руку коммерсанты под видом брендового тосола могут продать самодельный контрафакт. Такое бывает в торговых точках вдоль оживленных автомобильных трасс. Подделку изготавливают с добавлением большого количества кислот. Поэтому стоит провести простой тест: налить в пробку от канистры немного жидкости, добавить в нее чайную ложку пищевой соды. Если раствор забурлил, значит его лучше выбросить. Если реакция не началась, можно заливать тосол в систему.
Есть альтернативный метод проверки кислотности — использовать лакмусовую бумажку. Ее можно приобрести в любом интернет-магазине. Достаточно погрузить индикатор в тосол и посмотреть на цвет:
- Розовый: pH 1-6. Много кислоты.
- Зеленый: pH 7-9. Норма.
- Фиолетовый: pH 10-13. Избыток щелочи.
Только второй вариант говорит о высоком качестве антифриза. Остальные результаты намекают на контрафакт. Если жидкость успешно прошла оба теста, можно провести финальное исследование — проверить плотность раствора. Для этого надо использовать ареометр со шкалой для охлаждающей жидкости. Все манипуляции лучше проводить при температуре +20 °C. Это эталонный показатель для замеров. Следует нажать на резиновую грушу и набрать в колбу немного тосола, чтобы поплавок опустился на нужную глубину.
Если плотность ниже минимального значения, в канистре подделка. Бывает наоборот. Плотность составляет 1,113 г/см³. При таком показателе раствор на 99 % состоит из этиленгликоля и замерзает уже при -15 °C.
ГОСТ на тосол
В интернете полно роликов, в которых авторы утверждают, что нужно выбирать жидкость, изготовленную по российскому государственному стандарту. По факту действующий ГОСТ 28084-89 появился в восьмидесятых годах XX века, и с тех пор почти не менялся. Норматив был хорош для своих лет, но технологии ушли далеко вперед. Все выше поднимается температура в камерах сгорания, все чаще при производстве машин используют новые композитные материалы. ГОСТ регулирует показатели двух марок тосола: ОЖ-40 и ОЖ-65. Цифра после букв обозначает минимальную температуру эксплуатации. Основные показатели:
Параметр |
ОЖ-40 |
ОЖ-65 |
Плотность, г/см³ |
1,065-1,085 |
1,085-1,100 |
t кристаллизации, °C |
–40 |
–65 |
Коррозионное действие, г/м²×сутки |
0,1 |
0,1 |
Вспениваемость, объем пены, см³ |
30 |
30 |
Устойчивость пены, с |
3 |
3 |
Набухание резины, % |
5 |
5 |
Кислотность, pH |
7,5-11 |
7,5-11 |
Щелочность, см³ |
10 |
10 |
В ГОСТ много параметров, способных обеспечить качество ОЖ. Но на практике все показатели проверяют в лабораторных условиях, которые оторваны от реальных. Нужны дополнительные эксплуатационные и стендовые испытания. Без них характеристики из стандарта не позволят обеспечить качество жидкости.
Тосол это антифриз. Различий нет, кроме названия. Заливать в систему охлаждения можно только ту жидкость, которая получила допуск от производителя автомобиля. Нельзя смешивать ОЖ классов G11 и G12, остальные допускается в крайних случаях. Цвет — всего лишь декорация, которая ни на что не влияет.
Комментарии0