При какой температуре замерзает летняя и зимняя солярка
В межсезонье у владельцев дизельных автомобилей появляется проблема. При низких температурах топливо кристаллизуется и перестает проходить через фильтр. Система забивается и двигатель глохнет. Расскажем о том, при какой температуре замерзает солярка и как не попасть в сложную ситуацию на дороге. Разберем методы разморозки и другие хитрости.
Температура кристаллизации топлива
Точные цифры можно узнать в нормативной документации. Для России это ГОСТ 305-2013. Стандарт начал действовать с 01.01.2015 г., а новая редакция появилась 01.01.2021 г. В тексте есть классификация солярки:
Марка |
Наименование |
Минимальная температура*, °C |
Л |
Летняя |
–5 |
Е |
Межсезонная |
–15 |
З |
Зимняя |
–25 |
А |
Арктическая |
–45 |
*В таблице указана не температура замерзания, а порог фильтруемости (ПТФ) — минимальные «градусы» для возможности прохождения горючего через топливный фильтр. Такие значения рассчитали научные сотрудники института по переработке нефти ОАО «ВНИИ НП».
Для полноты картины следует указать данные из другого отраслевого стандарта — ГОСТ Р 55475-2013:
Марка |
Наименование |
Температура замерзания, °C |
Л |
Летняя |
- |
Е |
Межсезонная |
- |
З |
Зимняя |
–35 |
А |
Арктическая |
–45 |
Расхождение только одно: горючее марки «З» по первой таблице теряет свойства при –25°C, а замерзает при –35°C. Лучше ориентироваться на значения из первой таблицы. Тогда в запасе будет несколько «градусов» до момента кристаллизации.
Причины замерзания
Бензин вообще не замерзает, хотя сделан из нефтепродуктов. Почему дизтопливо ведет себя по-другому при низких температурах? Все дело в составе и особенностях переработки. Солярку получают из тяжелых фракций нефти. В них содержится много парафинов, которые превращаются в кристаллы на холоде. Чистить смесь от парафинов — затратное и долгое занятие. К тому же они обеспечивают смазывание внутренних поверхностей деталей топливной системы.
Признаки кристаллизации

Зачастую можно определить на глаз, что начался процесс замерзания. Для этого достаточно открутить колбу топливного фильтра и посмотреть на консистенцию горючего. Чем ниже температура, тем лучше видны признаки:
- Замутнение. Сравнительно прозрачная солярка становится мутной. Но это пока не мешает работе мотора.
- Образование кристаллов. Внутри можно обнаружить мелкие кристаллы парафина. Пора принимать меры.
- Гелеобразная консистенция. Дизтопливо уже не похоже на жидкость. Топливный фильтр забивается.
- Появление льда. Горючее полностью переходит в твердое состояние. Поможет только разморозка.
Если содержимое бака находится на морозе длительное время, происходит расслоение топлива. Даже после оттаивания оно остается непригодным для использования. Придется заливать солярку заново.
Разморозка солярки
Когда ударит мороз, на обочине федеральных трасс можно увидеть дальнобойщиков, которые греют бензобак горящим факелом. Это слишком опасный метод разморозки. Лучше его не использовать. При высокой температуре горючее может воспламениться. Существуют более цивилизованные методы:
- Залить в бак 10-20 литров топлива марки «З». В смешанном растворе начнется медленное таяние заледеневших кристаллов парафина.
- Добавить к дизтопливу бензин в пропорции 1:10. То есть на 10 л солярки всего 1 л бензина. Ухудшится смазывающая способность.
- Использовать керосин. Пропорция как у бензина: 10 % от объема дизтоплива. Сохраняются смазывающие свойства.
- Антигель. Профессиональная присадка для солярки. Ее нужно заливать в бак только до кристаллизации.
- Размораживатель. Антигель, который можно применять, когда горючее уже превратилось в лед.

Зачем менять горючее на сезонное
Допустим, водитель знает, что на морозе летнее горючее замерзнет. Почему бы тогда не заливать в бак зимнюю солярку круглый год без внимания на показания градусника? Есть три фактора против подобного подхода:
- Цена. Литр арктического горючего будет стоить дороже, чем аналогичный объем летней солярки.
- Смазываемость. Топливо марки «З» более жидкое, чем «Л», поэтому работает на холоде.
- Температура детонации. У арктической марки показатель равен 35°C, а у летней целых 62°C.
Аргументы в виде таблицы воспринимать легче. Список характеристик горючего на основе данных из ГОСТ 305-2013:
Марка |
Темп. вспышки, °C |
Вязкость, мм²/с |
Л: Летняя |
62 |
3-6 |
Е: Межсезонная |
62 |
3-6 |
З: Зимняя |
40 |
1,8-5 |
А: Арктическая |
35 |
1,5-4 |
Принцип похож на тот, что используют при выборе масла для дизельного мотора. Низкая вязкость хороша в холода, а высокая — в жару. Но универсального варианта не существует.
Точное определение марки
Самые распространенные ареометры на российском рынке — приборы серии АНТ-1. Индекс 830-890 обозначает диапазон возможных измерений: от 830 до 890 кг/м³.

Бывают ситуации, когда нет достоверной информации, какая солярка залита в бак. Может, автомобиль передали по доверенности уже заправленный или вместо владельца на АЗС съездил родственник. В этом случае возникает проблема: при понижении температуры горючее может замерзнуть. Этого допускать нельзя. Есть проверенный вариант — определить марку с помощью прибора под названием ареометр. Он измеряет плотность нефтепродуктов. Оптимальная температура для измерений +20°C. Вот что нужно сделать:
- Набрать топливо в узкую глубокую емкость.
- Погрузить ареометр широким концом вниз.
- Определить плотность по верхней шкале.
- Сравнить результат с указанным в таблице.
Таблица плотности по ГОСТ 305-2013:
Марка |
Наименование |
Плотность, кг/м³ |
Л |
Летняя |
863,4 |
Е |
Межсезонная |
863,4 |
З |
Зимняя |
843,4 |
А |
Арктическая |
833,5 |
Пример. Водитель залил в бак солярку марки «З» и решил проверить ее плотность ареометром. Прибор показал 853,4. Оказалось, что на АЗС вместо зимнего продают межсезонное топливо. Процесс замерзания начнется уже при –15°C вместо стандартных –25°C.
Выводы
Летняя солярка замерзает при температуре ниже -5°C. Чтобы не заглохнуть прямо на дороге, нужно следить за прогнозом погоды. Как только синоптики говорят, что столбик термометра опускается ниже контрольного значения, следует заменить дизтопливо на соответствующее сезону.
Круглый год ездить с зимним или арктическим топливом в баке нельзя. У каждой марки своя вязкость и температуры вспышки. Разморозить горючее можно с помощью добавки бензина, керосина, антигеля или специального состава для экстренной разморозки.
Если есть сомнение в качестве солярки, ее марку легко определить с помощью ареометра. Достаточно измерить сопротивление и сравнить с табличным значением по ГОСТу.
Комментарии0