Ремонт и обслуживание

Как проверить утечку тока в автомобиле: инструкция

Сергей Василенков от 1-07-2021, 10:29 Просмотров: 4202 5

Утечкой тока в автомобиле считается расход электроэнергии аккумулятора при выключенном замке зажигания свыше допустимой нормы. Рассмотрим, как проверить утечку тока, чтобы найти "виновника", и что делать, чтобы устранить потребление напряжения свыше нормы.

Причины утечки тока АКБ

Напомним общую схему электрики автомобиля. Когда двигатель работает, источником энергии выступает генератор. Он вырабатывает напряжение около 14 В для подзарядки АКБ и питания всех бортовых систем. При выключенном зажигании источником электроэнергии становится аккумулятор с напряжением 12 В.

От АКБ отходит две клеммы — "плюс" и "минус". Плюсовой кабель ведется ко всем потребителям (фары, оборудование), а минусовой — обычно запитан на кузов, выступающий общей массой. Чтобы оборудование заработало, необходимо один контакт присоединить к плюсу, а второй запитать на массу (кузов).

Электрическая схема автомобиляЭлектрическая схема автомобиля
Схема электрики авто

Для размыкания цепи используется кнопка, встраиваемая в плюсовую линию. Большинство потребителей дополнительно "отсекается" замком зажигания, чтобы при выключенном зажигании перекрывать подачу тока к двигателю, головной оптике, обогреву стекла и т. д. Это нужно для защиты авто и предупреждения разрядки аккумулятора, если владелец приехал и забыл отключить электрообогрев стекла или фары. С поворотом ключа против часовой стрелки эти потребители выключатся самостоятельно.

Но часть приборов остается запитанной, минуя замок зажигания. Это необходимо для доступа к ним электроэнергии даже с заглушенным двигателем или без ключа. К ним относится: магнитола, освещение салона, часы, габаритные огни.

Летом при ярком дневном свете легко не заметить оставленные включенными габариты или освещение салона, поэтому эти элементы продолжат потреблять энергию от АКБ на стоянке. Задетая случайно кнопка включения магнитолы запустит еще один потребитель, а минимальная громкость или шум на улице не дадут вовремя обнаружить это, и машина может всю ночь простоять с работающей музыкой.

Перечисленные выше ситуации — это утечка тока из-за невнимательности владельца авто. Но напряжение может уходить и по независящим от человека факторам. Среди них:

  • Поломка концевика. В багажном отделении, под капотом и у каждой двери автомобиля есть концевик, определяющий закрытое положение. Тогда освещение в указанных местах гаснет. Если концевик неисправен (сломался механически, заклинил, забилась грязь, отпал провод), то даже при закрытых дверях будет утечка тока. Заметить горящий свет в салоне не сложно, а вот в багажнике он может гореть неделями, пока аккумулятор не сядет.
  • Нарушение целостности изоляции. Обмотка проводов перетираются от вибрации, рассыхается из-за старости, оплавляется под действием высоких температур. Нагрев проводов случается из-за повышенной мощности потребителя и длительной работе или ввиду близкого расположения линии к двигателю, выпускному коллектору. Целостность изоляции нарушается сильным прижимом проводов металлическими держателями, клипсами. В результате проводники замыкаются на кузов и расходуют ток.
  • Близкое расположение клемм. Если контакты оборудования находятся близко друг к другу, то при тряске на кочках или случайном задевании рукой во время ремонта их можно замкнуть. Тогда это место станет причиной утечки тока.
  • Образование "мостиков" из полупроводников и проводников. Открытые контакты могут обрастать слоем пыли и грязи. Если в ней будет металлическая стружка, графит и прочие проводники и полупроводники, создастся "мостик" для перехода напряжения. Замкнуть контакты способна вода, попавшая в электрический блок.
  • Установленное дополнительное электрооборудование. Если дополнительный электроподогрев сидений, телевизор и прочие приспособления подключены с ошибками, они будут "воровать" ток даже при выключенном зажигании.

Испорченная проводкаИспорченная проводка
В таких проводах легко перетирается оплетка и случается короткое замыкание

Норма расхода тока

Чтобы найти утечку тока в автомобиле, нужно знать, какой расход считается нормой. Для большинства иномарок этот показатель составляет до 50 мА. Энергию продолжают "кушать" часы, блок ЭБУ, память которого всегда работает, дополнительные часы в магнитоле и пр. Проверить норму потребления электроэнергии своего автомобиля можно, сложив номинальный расход тока всех включенных приборов: магнитола +3-20 мА (зависит от модели), часы +1 мА, иммобилайзер +20-25 мА и т. д. Тогда вы получите конкретную цифру по машине.

Измерение тока утечкиИзмерение тока утечки
Проверка тока утечки на автомобиле

Норма утечки тока в авто может увеличиваться, если установлена сигнализация или видеорегистратор запитан мимо замка зажигания и в нем активирована реакция на движение. Тогда камера будет включать запись каждый раз, когда мимо машины на стоянке пройдет сторож, пробежит собака.

Охранная система всегда работает и остается под напряжением, чтобы сохранять питание к датчикам дверей, капота, багажника, датчикам удара. Если сигнализация двухсторонняя, то потребление электроэнергии еще больше (+30 мА) — система постоянно остается на связи с брелком, посылая сигнал о состоянии машины.

Владелец видит на экране брелка, открыты ли двери, заведен ли двигатель и т. д. Но даже при двухсторонней сигнализации допустимая утечка тока в автомобиле не должна превышать 0.70 мА. Для наглядности, открытая дверь в машине покажет утечку тока на уровне 1.1 мА.

В чем опасность

Не стоит игнорировать наличие утечки. Если вы замечаете регулярно разряженный АКБ авто, то проблему нужно найти и устранить. Если не искать и оставить все как есть, аккумулятор быстрее выйдет из строя. Каждый раз при разрядке на его поверхности образуются кристаллы. Они не разлагаются электролитом и уменьшают площадь контакта пластин. Регулярная разрядка сокращает ресурс АКБ, его придется чаще менять, что стоит денег. Глубокая разрядка из-за утечки может испортить батарею совсем.

Когда напряжение уходит, утром оставшейся энергии может не хватить для запуска двигателя. Вы опоздаете на работу (пока зарядите машину ПЗУ). Если своего зарядного нет, придется искать тех, кто поможет толкнуть автомобиль или дернуть, прицепив к своей машине. Это лишние нервы и потеря времени.

Если утечка из-за короткого замыкания, то место соединения проводов может чрезмерно нагреться и привести к воспламенению. Так часто выгорает моторный отсек, салон или сгорает весь автомобиль. Поэтому устранение утечки тока в авто должно стать приоритетной задачей для владельца машины.

Сгоревший автомобильСгоревший автомобиль
Последствия короткого замыкания в автомобиле

Поиск и устранение

Сперва нужно определить, существует ли утечка, или АКБ разряжается быстро из-за старости, забывчивости владельца и включенных потребителей, других причин. Проверка утечки тока на авто поможет выяснить это.

Способы проверки

Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром — это наиболее точный способ определить не только факт лишнего расхода электроэнергии, но и увидеть ее величину. Для этого выполняют следующие действия:

  1. На машине с заглушенным двигателем открывают капот.
  2. Отсоединяют минусовую клемму АКБ.
  3. Один щуп мультиметра присоединяют к освободившейся клемме.
  4. Второй щуп цепляют на кабель минусовой клеммы.
  5. Мультиметр включают в режиме измерения силы тока в пределах 10 А.

Настройка режимов мультиметраНастройка режимов мультиметра
Как настроить мультиметр

На экране отображается расход электроэнергии от текущих потребителей. Если значение превышает 0.50 мА на авто с обычной сигнализацией и 0.70 мА с двухсторонней, значит есть утечка.

Измерить ток утечки в автомобиле можно и в разрыве плюсовой линии, отсоединив клемму от аккумулятора, но это считается более опасным у электриков, поэтому проверять лучше на минусовой линии.

Если нет мультиметра, то проверить наличие ухода напряжения можно при помощи сигнальной лампы. Идеально подойдет лампочка от сигналов габарита с мощностью не выше 5 Вт. К ее контактам присоединяются два изолированных провода. Затем действия выполняют в такой последовательности:

  1. С АКБ снимают плюсовую клемму.
  2. Один конец провода от лампочки присоединяют к освободившейся клемме.
  3. Второй конец провода к плюсовому кабелю.
  4. При этом лампочка не должна гореть.

Лампочка с зажимамиЛампочка с зажимами
Приспособление для прозвонки тока утечки

Если она горит, значит присутствует уход напряжения. Но измерить его величину без мультиметра не получится.

Как найти причину утечки тока в автомобиле

Когда установлен сам факт потери тока, важно найти причину — замыкание проводки или сломанный потребитель. Поскольку в автомобиле много оборудования, это может быть любой электрический исполнительный механизм — от магнитолы до корректора фар. Поиск утечки тока в автомобиле мультиметром ведется с последовательным выниманием предохранителей:

  1. Мультиметр подключают к разрыву на массе, как это было описано выше.
  2. На экране отображается значение выше нормы, например 0.93 мА.
  3. Открывается крышка блока предохранителей в моторном отсеке и извлекается первый плавкий элемент.
  4. При этом смотрят на показания прибора. Если количество миллиампер не изменилось, значит с этой линией все нормально. Предохранитель вставляют на место и вынимают следующий.
  5. Когда предохранитель извлечен и потребление электричества вернулось в норму, начинают поиск источника проблемы в этой конкретной цепи.

Прозвонка предохранителейПрозвонка предохранителей
Проверка предохранителей

В инструкции по эксплуатации указано, за что отвечает конкретный элемент в блоке. Проверяют проводку, ведущую к оборудованию, на целостность, отсутствие замыкания контактов. Если здесь все в порядке, "прозванивают" тестером само оборудование на предмет короткого замыкания внутри его обмотки. Если это освещение салона, потребуется проверить концевики дверей на исправность.

При поиске причины утечки проверить нужно все предохранители в основном и дополнительном блоках. На некоторых авто их три. Без мультиметра найти виновника можно при помощи лампочки — когда извлекается предохранитель в проблемной цепи, лампочка гаснет.

Другие причины разрядки АКБ

Если мультиметр не выявил повышенных показателей расхода напряжения в авто с выключенным зажиганием, возможно причина быстрой разрядки кроется в другом. Одна из них — старый АКБ, который хуже держит заряд.

Фирменные модели АКБ именитых брендов служат 5-6 лет, очень редко 8. Обычные бюджетные аккумуляторы выхаживают 3-4 года, после чего подлежат замене.

Сильные морозы ускоряют разрядку аккумулятора. Если летом машина спокойно заводилась спустя 2 недели простоя, то зимой при — 20 градусах АКБ сядет за 3-5 дней. При длительных холодах аккумулятор дополнительно утепляют в подкапотном пространстве или снимают и заносят в дом, оставляя машину запертой только на ключ (без сигнализации).

Поездки на короткие дистанции 1-2 км (близко расположено место работы, в магазин и т. д.) не восполняют емкость АКБ. Значительная энергия тратится на запуск, когда стартер раскручивает коленвал. За следующий 1 км пробега генератор не успевает выработать столько энергии, чтобы создать запас в АКБ. Постепенно заряд расходуется и машину не завести.

Частые простои в пробках со включенными фарами, музыкой, дворниками, кондиционером или печкой тоже сильно садят АКБ. Холостые обороты минимальны 700-800 в минуту, а потому зарядка аккумулятора происходит медленно. Большое количество включенных потребителей приводит к исчерпанию заряда. В таких случаях, когда плотность электролита еще в норме, нужно просто купить зарядное устройство и периодически восполнять емкость от розетки.

Устранение утечки тока в автомобиле

Методы устранения зависят от характера проблемы. Если это перетертая изоляция, ее обматывают изолентой. В случае больших повреждения проводки целесообразно заменить кабель целиком, проложив новый. На концы провода, припаянные к клеммам надевают термоплавкие кембрики, и припаливают их зажигалкой. Пластик обволакивает клемму и изолирует ее.

Изолирование проводаИзолирование провода
Изолирование изолентой провода с термоплавкими кембриками

Места с проводкой, замкнутой влагой, сперва высушивают, добиваются изоляции контактов. Затем устраняют источник попадания воды (меняют пластиковый блок, создают дополнительную защиту, заделывают трещины и пр.). При не срабатывающем концевике, модуль разбирают и ищут обрыв контакта или механическое заклинивание. После ремонта обязательно проводят повторный тест мультиметром для проверки.

Похожие публикации


Пропала искра на автомобиле: причины и методы диагностики Отсутствие искры на свече зажигания характеризуется несколькими признаками. В этой статье мы расскажем, как проверить искру на свече, найти и устранить неисправность.
Способы зарядки автомобильного аккумулятора Зимняя пора раскрывает все слабые места автомобиля. Одним из таковых является аккумулятор. По пришествию холодов уделять внимание этому агрегату необходимо как можно чаще, особенно если он служит далеко не первый год. Основные технологии восстановления емкости АКБ Эксплуатация транспортного

Комментарии0

Комментариев к статье "Как проверить утечку тока в автомобиле: инструкция" пока нет.

Добавить комментарий