Неисправности сцепления автомобиля
Сцепление — это дорогой расходник в автомобиле, который рано или поздно износится, что скажется на трансмиссии. Бывают отклонения в работе, не связанные с истиранием, возникающие на любом пробеге. Рассмотрим симптомы поломок, основные неисправности сцепления и способы их устранения.
Признаки и причины неисправного сцепления
Устройство сцепления у различных автомобилей отличается, но его назначение остается неизменным. Сцепление состоит из диска с фрикционными накладками, корзины и выжимного подшипника. Диск передает вращение от маховика двигателя (ведущего вала) к коробке передач. Ресурс узла зависит от качества используемых при изготовлении материалов (производителя), манеры езды и условий эксплуатации. Например, если часто трогаться с пробуксовкой колес, то поверхность фрикционов будет получать неравномерный (рваный) износ, что значительно сократит ресурс. Регулярная буксировка прицепа с катером или жилого фургона тоже сокращает ресурс накладок.
Но не все поломки связаны с износом. Виновником некорректной работы может стать набегание масла, перекос, провисание пружинных блоков и т. д. Зная признаки неисправности сцепления и стоящие за ними причины, будет легче найти и устранить поломку.
Таблица неисправностей сцепления
Признак |
Причина поломки |
Вибрация при включении |
|
Буксует |
|
Рывки при трогании автомобиля |
|
Диски не расходятся (ведет) |
|
Не выключается |
|
Скрежет при включении |
|
Западает педаль |
|
Это тезисные обозначения, для тех, кто хорошо понимает устройство узла. Они помогут сразу определить причину неисправности сцепления и приступить к ремонту. Обычно такими знаниями обладают только мастера автосервиса, поэтому рассмотрим основные признаки поломки сцепления развернуто, а также определим стоящие за этим причины.
Пробуксовка
Распространенная неисправность сцепления, связанная с неплотным прилеганием дисков друг к другу. По сути, это неполное включение, когда передача крутящего момента осуществляется не на 100%. В результате двигатель создает определенные обороты, но до ходовой части они не доходят и автомобиль едет медленнее. Часто проблема сопровождается запахом гари из моторного отсека и снижением скорости. Расход топлива при этом растет. Когда узел только начинает "умирать", признаки пробуксовки проявляются лишь на высоких передачах (4-5-6). Еще сильнее это заметно во время подъема автомобиля в горку. При близком выходе системы из строя пробуксовка проявляется уже на 2-3 передаче, а потом нельзя будет даже тронуться.
С такими симптомами неисправности сцепления чаще всего связан износ фрикционных накладок. Их толщина слишком мала, чтобы полноценно прижаться к маховику, в результате чего и возникает пробуксовка. Порой износ наступает в резиновом уплотнителе КПП, удерживающем масло в коробке. Через сальник техническая жидкость протекает на вал и разбрызгивается по рабочей поверхности фрикционов. Здесь начнется пробуксовка даже на новом узле.
Но неплотное сведение может быть и ввиду износа на маховике. Тогда сила передачи вращения тоже снижается. Если гидравлический привод задвигается не полностью, то сцепление не включится до конца. Причина — механическая преграда на пути или засор в магистралях.
Диски не расходятся
Это обратная ситуация, когда ведомый диск не полностью отстает от маховика при нажатой в пол педали. В результате накладки ведомого диска продолжают касаться рабочей стороны маховика и передача вращения продолжается. Такая неисправность сцепления сопровождается посторонними звуками при включении передачи. Это "возмущаются" каретки синхронизаторов в МКПП, и такая работа может привести к серьезной поломке трансмиссии (выйдет из строя передача), а также капитальному ремонту коробки передач автомобиля.
Причины поломки сцепления в таком случае ищут в пружинящих элементах, форме накладок или муфте со шлицами. Без разборки корпуса со снятием КПП не обойтись, поэтому точную причину проблемы получится узнать путем инструментальной диагностики.
Биения, звуки, вибрация
Если проблема кроется в выжимном, то ситуация сопровождается скрежетом и другими неприятными звуками (хруст, треск) при переключении передач. Поломка возвратной пружины не даст педали вернуться в исходное положение и она может продолжать давить на механизм, сводя дисковые детали. Вибрации и биения возникают из-за деформации ведомого элемента или разболтанности в шлицах на валу. Износ в этом участке приводит к перекосу и не равномерному прилеганию. Возможно, изменил геометрию нажимной диск. Опять-таки нужна диагностика и разборка, чтобы выявить настоящую причину и не менять еще пригодные запчасти.
Неисправности гидропривода
Проблемы со сцеплением возникают и при поломке в гидроприводе, что приводит к неполному срабатыванию механизма во время выжимания педали. Последняя утоплена в пол, а включение передачи происходит со скрежетом, лязгом, или рукоятку кулисы вообще невозможно установить в нужное положение.
Еще виновником ситуации бывает рабочий цилиндр — следующий исполнительный элемент в цепочке, реагирующий на нажатие педали в салоне. Если воздушная пробка в нем, то вилка сцепления будет двигаться не полностью. Низкий уровень технической жидкости тоже приводит к ухудшению передачи усилия. Потеря тормозной жидкости наступает из-за:
- негерметичных соединений;
- треснувшего пластикового бачка;
- лопнувших трубок;
- износа резиновых манжет.
Распространенным симптомом выступает наличие лужицы масла под машиной, если она паркуется в одном и том же месте. Каждый день, выезжая утром, обращайте внимание на следы техжидкости на асфальте. Так Вы не пропустите неполадку в гидроприводе и не допустить полного выхода системы из строя.
Как проверить сцепление
Зная признаки неисправности сцепления, легче выполнить проверку, чтобы убедиться в своих предположениях и быстрее локализовать поломку. Методы проверки разнятся в зависимости от характера неисправности. Рассмотрим некоторые из них по-отдельности.
Буксует или не буксует
Заметив рост оборотов двигателя автомобиля на трассе и не сопоставимую с ними скорость, следует выполнить простой тест:
- Остановить автомобиль на обочине.
- Включить ручной тормоз.
- Установить третью или четвертую передачу.
- Нажать на педаль акселератора, добившись 1500 оборотов на тахометре.
- Плавно отпустить педаль сцепления.
Ведет или не ведет
Особого метода проверки здесь не существует. Поломку фиксируют предварительно по запаху подгоревших фрикционов. Он появляется, поскольку ведомый диск не разъединяется с ведущим полностью и продолжает тереться при частом переключении передач.
Но более точную картину покажет только диагностика.
Насколько изношен диск
Чаще всего встречается поломка в виде износа ведомого диска. Есть простой способ примерного определения остаточной толщины, чтобы узнать его ресурс. Это поможет не дожидаться пробуксовки, а заранее запланировать ремонт. Для оценки примерного сечения фрикционов необходимо:
- Установить автомобиль на ровную поверхность.
- Запустить мотор.
- Включить первую передачу.
- Слегка выжать педаль акселератора.
- Начинать отпускать педаль сцепления и смотреть за ее ходом.
Если автомобиль начнет трогаться почти сразу, пока педаль близко к полу — значит диск почти новый и обеспечивает передачу вращения от ДВС к коробке мгновенно. В случае трогания при отпущенной педали до половины хода, износ составляет примерно 40-60%. Когда машина начинает двигаться при почти отпущенной педали, износ фрикционов 90%. Закономерность простая: чем тоньше диск, тем позже срабатывает сцепление при отпускании педали.
Но не всегда виноват сам диск. Порой поломка возникает из-за сбитой регулировки. Особенно это проявляется в автомобилях с роботизированной коробкой передач, где сцеплением управляет электрический привод. По мере износа фрикционов, механизм требуется калибровать, подстраивая под фактическую толщину. Тогда ход педали будет соответствовать состоянию трущегося элемента. С другой стороны, если калибровка выполнялась недавно, то педаль будет работать как на новом авто, но диск при этом может быть сильно изношен.
Как устранить неисправности
Когда сцепление не работает, эксплуатировать автомобиль некомфортно и дальние поездки придется отложить. Даже езда на короткие дистанции в некоторых случаях может привести к повреждению деталей КПП. Поэтому требуется устранить неисправность. В зависимости от вида поломки, применяются разные меры.
Устраняем неисправность диска
Если ведомый диск плохо прижимается к ответной части или продолжает трение после отпускания педали, выполните следующие действия:
- Убедитесь, что на поверхность ведомого элемента нет масла. Следы технической жидкости убираются растворителем, а сальник в блоке МКПП заменяется на новый. Не забудьте протереть корпус изнутри.
- Проверьте наличие коробления ведомого диска. Если отклонение по торцу более 0.5 мм, то фрикционы будут биться о бортики корзины и передача крутящего момента продолжится. Коробление устраняется механическим путем (стачиванием). Если это не поможет, замените ведомый диск.
- Убедитесь в отсутствии перекоса на валу. Нередко он возникает из-за накопившегося мусора в шлицах. Разберите соединение, прочистите его и нанесите немного смазки. Если перекос остался, значит зубцы имеют сильный износ. В качестве первичной меры меняют ведомый диск, а если это не помогло, то под замену подпадает и первичный вал.
Изношенный диск, при котором сцепление буксует, тоже подлежит замене. Раньше можно было заменить только фрикционные элементы, но сейчас деталь меняется в сборе.
Устраняем неисправность корзины и выжимного подшипника
Неприятные звуки при переключении передач свидетельствуют о поломке выжимного подшипника или корзины. В подшипнике появляется износ обоймы и деталь функционирует с перекосом. В корзине ослабляются демпферные пружины или сама диафрагма. Здесь поможет только замена. Каждую деталь можно заменить по-отдельности. Но если сцепление имеет пробег более 100 тыс. км, то целесообразно установить новый комплект, чтобы не снимать коробку повторно через 20-30 тыс. км, когда сломается очередной старый элемент.
При неисправностях гидропривода сперва следует попробовать прокачать сцепление, удалив из системы воздух. Чаще всего это помогает и получится сэкономить. Но если причина проблемы не в завоздушивании, то понадобится замена рабочего или главного цилиндра.
Комментарии0