Ремонт и обслуживание

Одометр - зачем он нужен

Сергей Василенков от 16-01-2020, 15:48 Просмотров: 250 0

Вопрос о месте размещения и предназначении одометра – своего рода тест для начинающего водителя. А ведь именно этот автоприбор, как скрупулезный счетовод, считает километры, которые успело намотать на колеса авто. Одометр имеет серьезную практическую ценность. Обсудим принципы его работы и назначение.

 

Принцип работы


Одометр – что это такое в машине? Коротко сформулированный ответ на этот вопрос будет звучать так – счетчик пробега. Именно такое функциональное назначение имеет данное устройство.

Итак, одометр – это измерительный прибор, фиксирующий количество километров, которое машина проехала за сутки и за все время эксплуатации. Суточные показания сбрасываются автоматом по достижении им определенной величины. Однако показание об общем пробеге сбросить легко не получится. Сделать это, конечно, возможно, но для этого потребуется производить глубокое вмешательство и скручивать счетчик.

А вот какими составляющими обеспечивается работа устройства:  
  • счетчик количества полных оборотов колес;
  • контроллер;
  • индикаторы километража.

Именно индикаторы визуализируют расстояние, которое проехал автомобиль за последние сутки и за все время эксплуатации. Суммарное показание дает автолюбителю возможность понять, когда нужно будет провести очередную проверку машины. Однако такие показания далеко не всегда бывают на руку владельцу транспортного средства, так как определяют степень износа. По показаниям за последние сутки водитель может определить, сколько км. ему пришлось проехать до определенной точки, а также степень расхода горючего.

 

Принцип работы устройства заключается в подсчете количества сделанных колесами оборотов. Скорость движения тут никакой роли не играет. Зная количество оборотов, нетрудно определить, какое расстояние успела проехать машина за все время эксплуатации. Именно этим и занимается контроллер – он переводит количество оборотов в километры, после чего отображает полученные показания на индикаторе.

Разновидности конструкций


Есть 3 главных вида одометров: 
  • механические;
  • электронные;
  • гибридные.

Далее – про каждый из видов по порядку.

Механический одометр 

Здесь применена конструкция, работающая по принципу механики. Такое устройство надежно, но у него есть один значительный недостаток – использование механического счетчика.

 

Он состоит из нескольких цифровых барабанов, что само по себе подразумевает некоторые ограничения – доходя до определенного значения, счетчик обнуляется. Есть у механики и еще один минус – погрешность его показаний может составлять 10%.

Электронный одометр 

В этой конструкции использован принцип микроконтроллера. Такие приборы являются самыми современными, так как в них используется цифровой формат считывания. Для их скручивания потребуется специальное оборудование.

Гибридные устройства 

Это приборы смешанного типа, в которых использованы как электронные, так и механические элементы. Так, крутящийся момент здесь передается при помощи троса, соединяющего счетчик с валом. Но при этом фиксация информации ведется в электронном виде. Подобные устройства надежны, но они дают погрешность, которая может доходить до 5%.

Отличия одометра от спидометра


Некоторые автолюбители совершенно не различают эти приборы, так как они оба расположены на приборной панели в совмещенном виде. Однако эти устройства не подчинены друг другу, и у них есть существенные различия.

 

Спидометр фиксирует скоростной режим ТС, беря за единицу измерения км/ч. В заднеприводных машинах спидометр фиксирует частоту вращений вала, на основании чего выдает показания о текущем скоростном режиме. В этом случае показания находятся в зависимости от нескольких параметров, включая размер колеса и допустимую погрешность. У переднеприводных автомобилей измерение скоростного режима осуществляется с помощью колесного привода.

Одометр фиксирует пробег в километрах, ориентируясь на частоту вращений колеса. Затем производится расчет показаний и их отображение на приборной панели. Оба этих прибора роднит только один фактор – погрешность, которую они выдают при работе.

Роль одометра в определении пробега старого ТС

Одометр постоянно выдает определенную погрешность. Однако причины этого недостатка зачастую объективны. Погрешность можно назвать нормальной, если она не превышает 10% для электронных приборов и 15% – для механики. Если причины искажения (жесткая эксплуатация и использование изношенных узлов) будут устранены, то и процент выдаваемой погрешности можно свести к минимуму.

 

 

Если на одометре отображены многие тысячи накатанных км, то это яркий показатель того, что автомобиль находится в неидеальном техническом состоянии, так как ему пришлось много ездить. Такие автомобили ценятся дешевле. 


Такой подход, конечно, незаконен. Однако на рынке всегда много предложений относительно корректировки показаний измерительных приборов.

Легче всего произвести отмотку механики, тогда как для корректировки электроники понадобится специалист, знающий толк в перепрограммировании контроллеров. Однако при желании скрученные показания можно и восстановить. Показания колесных датчиков, кроме счетчиков, поступают и на прочие узлы. А сам факт отмотки можно установить с помощью простого теста. Если во время поездки показания одометра начинают скакать, значит, вмешательство имело место, и стоит крепко подумать, прежде чем покупать такую машину.

Если произошла поломка устройства


Выход прибора из строя не скажется на техническом состоянии ТС. И все-таки у автолюбителя из-за этого появятся некоторые проблемы. При неисправном одометре станет невозможным: 
  • оценивать пройденный километраж при дальних поездках;
  • вовремя пополнять бак горючим;
  • объективно определить дату очередного технического обслуживания;
  • избежать подозрений в отмотке при продаже ТС.

Почему устройство ломается и как его ремонтировать

Самыми надежными по праву считаются электронные счетчики. Они совмещены с бортовым компьютером, и их показания наиболее точны. Такие приборы практически не ломаются, а их возможный выход из строя можно объяснить внешним вмешательством. Ремонт электроники лучше доверить специалистам.

 

 

Механические устройства выходят из строя из-за внешнего воздействия или износа. Такие же причины поломки случаются и у устройств гибридного типа. Кроме этого, они могут перестать корректно работать из-за выхода из строя микросхемы.

Заключение


Без одометра уже трудно представить адекватное жизнеобеспечение транспортного средства. Не стоит тянуть с ремонтом или заменой счетчика – стоит это не очень дорого, польза же от исправного прибора несомненная.

 

 

 

 

Похожие публикации


Как зависит расход горючего от работы контроллеров систем автомобиля?
Читать далее...
Назначение лямбда-зонда и вопросы его эксплуатации
Читать далее...
Приборная панель Ауди 80: общий обзор
Читать далее...
Счётчик пути. Измерение пройденного пути одометром. Разновидности счётчиков оборота колеса. Скручивание пробега.
Читать далее...
Что делать если не работает одометр на Chevrolet
Читать далее...

Комментарии0

Комментариев к статье "Одометр - зачем он нужен" пока нет.

Добавить комментарий