Запчасти и расходники

Серебряно-цинковые аккумуляторы - в чём их особенность?

Сергей Василенков от 1-11-2018, 15:26 Просмотров: 8272 4

Первая батарейка, в состав которой входили серебро и цинк, была создана знаменитым ученым Вольтом еще в 1800 году. Но это изобретение не получило тогда практического применения. В электродах возник мощный самозаряд, не дающий возможности использовать получаемое электричество.

Через полвека попытку повторили. Вышло более успешно - так и появились ампульные батареи.

Зачем нужны добавки в пластинах аккумуляторов?

Добавки придают АКБ разные свойства, но их главное назначение — увеличение срока эксплуатации. Свинец — очень мягкий металл, он быстро разрушается. Ускорению этого процесса способствуют процесс зарядки, а также нагрев летом и охлаждение зимой. Для увеличения прочности батарее в нее добавляют другие материалы. Их доля не превышает 2% от общей массы пластин.

Сначала в свинец добавляли сурьму. Это дало эффект - пластины перестали сыпаться, срок их службы увеличился, появилась устойчивость к глубоким разрядам. Но у этой добавки есть один большой недостаток: при полном заряде аккумуляторная батарея выделяет газы. Это приводит к испарению воды из электролита и к уменьшению уровня в банках. За такими батареями нужно постоянно следить.

Добавление кальция уменьшало электролиз, а сам процесс начинался уже после зарядки АКБ. Испарение в этом случае все-таки есть, но незначительное. Большого обслуживания такой источник питания не требует, хотя есть один минус — небольшая устойчивость к глубоким разрядам.

Есть еще и гибридные добавки — когда в элементе используют кальциевые и сурьмянистые пластины. Кипение в этом случае уменьшается, устойчивость к глубоким разрядам повышается. Все бы хорошо, но подобный аккумулятор нуждается в постоянном обслуживании, поэтому ученые продолжили пытаться раскрыть возможности кальциевой батареи.

В пластины добавили немного серебра - так появились серебряные аккумуляторы.

Технологии Silver и Silver PLUS — что это?

Эти технологии предусматривают добавление незначительного количества серебра - примерно 0,3% от общего веса. Конечно, это приводит к увеличению цен батарей на 15-20%.

Посмотрим, сколько это в граммах. Средний вес АКБ — 13 кг. Если исключить корпус, останется около 10 кг. Примерно 33 гр при таком весе — серебро.

Некоторые считают, что в батареях целых 3% серебра, но это не так. Тогда бы абсолютное содержание драгоценного металла составило 330 грамм. Представляете, сколько бы стоила такая АКБ?

В Европе еще в середине 90 годов в кальциевые АКБ стали добавлять легирующие материалы - как правило, серебро. Процент его содержания (0,28-0,3) был определён опытным путем. Такие батареи сначаланазывали CA/AG, но позже маркетологи дали им более звучное название — Silver и Silver PLUS.

Что даёт добавление серебра?

Добавление серебра в элементы питания значительно повысило их устойчивость к разрядам. Если раньше 3 полных разряда «съедали» 50% емкости, то после модернизации емкостные потери стали минимальными даже после 10 глубоких разрядов.

Серебру не страшна коррозия — у него хорошая устойчивость к кислоте. При полном соблюдении условий эксплуатации АКБ такого вида будет служить на пару лет дольше.

Иногда производители называют их полностью необслуживаемыми. Это не совсем так, но расход воды в них действительно небольшой - доливать почти не надо.

Серебро снижает сопротивление электрода, и серебряно цинковые аккумуляторы (СЦА) заряжаются и разряжаются быстрее – сила тока растет на 5-6%, а емкость увеличивается на 4%. Пластины устойчивы к вибрации. Они тоньше, поэтому их можно поставить численно больше.

То, что АКБ не нужно обслуживать — большой плюс автолюбителей, не имеющих навыков ухода за оборудованием автомобиля. СЦА не требуют измерения плотности электролита. После установки о них можно забыть - лишь изредка уделять время подпитке.

Аккумуляторы с серебром подойдут для автомобилей с исправным электрическим оснащением. Лучше, если в машине встроена система, автоматически отключающая свет, габариты, музыку и другие потребители электричества.

Минусы серебряной технологии

Итак, добавление серебра дало СЦА значительные преимущества перед батареями других видов. Но, к сожалению, без минусов тоже не обошлось:

  1. Завышенная цена. Возможно, для кого-то это несущественный фактор, но добавление серебра в цинковые батареи увеличивает их цены на 1 000-1 500 рублей.
  2. Незначительное содержание серебра (0,28-0,3%).

Пожалуй, последний фактор нельзя назвать минусом в полной мере. Вот вопрос: почему бы не увеличить содержание серебра - ведь это привело бы к улучшению характеристик?

Это невозможно выполнить технически. Пластины изготавливаются путем штампования из закрученной в рулон ленты. Отливать их невозможно, поскольку повышенная температура уничтожит структуру кальция. А если добавить хотя бы 1% серебра в ленту, это приведет к образованию на ней микротрещин - она потеряет эластичность.

В каких аккумуляторах есть серебро?

На некоторые АКБ нанесена надпись "Gold", но это не значит, что они содержат золото. Содержание драгоценных металлов в пластинах не подлежит стандартизации, и маркер "Gold" - маркетинговая уловка. Производителей за это никто не наказывает - вот они и стараются, кто во что горазд.

Оксид серебра в аккумуляторах используется, хоть его и немного. Его добавляют в свои изделия многие производители - например:

  • Varta;
  • Bosch;
  • Black Horse;
  • Титан (российское производство).

Но реальной добавки драгоценного металла может и не быть. Уточняйте эту информацию на сайтах изготовителей или в центрах продажаккумуляторных батарей — там есть бесплатные тематические брошюры. А то, что золота в АКБ нет — это точно. Иначе их стоимость была бы заоблачной.

СЦ, СЦ-25, СЦС, СЦК, СЦД — виды вторичных источников тока, в состав которых входят цинк и серебро. Цель их создания - устранение недостатков кислотных и щелочных батарей. Их энергоемкость впечатляет, они вырабатывают ток значительной силы. Приобретать такую или сэкономить, купив обычную АКБ — личное дело каждого. Но помните: сиюминутная экономия может привести к большим расходам в будущем.

Похожие публикации


Напряжение аккумулятора как способ оценки его работоспособности Широкий выбор электронных устройств и активное их внедрение в автомобильную индустрию создает дополнительную нагрузку на элементы питания, требуемые для их работы. Так, жизнь автомобильных аккумуляторных батарей нельзя назвать сладкой. Постоянные перепады температур, вечно меняющиеся режимы работы
Правильное питание: ассортимент модельного ряда АКБ от Varta Заводская АКБ рассчитана, как правило, на гарантийный период эксплуатации. По истечении 3 – 4 лет круглогодичного применения, емкостный элемент выходит из строя. Исключением являются только топовые автомобили, в которых инновации затрагивают и элемент питания. Что предлагает бренд Varta? Фирма
Критерии выбора аккумулятора для Вашей машины. батареяКаждый владелец транспортного средства периодически по истечении нескольких лет задаётся вопросом, какой аккумулятор для автомобиля выбрать. Обычно при наилучших обстоятельствах эта часть машины приходит в негодность через 3-4 года и должна быть заменена на новую. Разновидности

Комментарии0

Комментариев к статье "Серебряно-цинковые аккумуляторы - в чём их особенность?" пока нет.

Добавить комментарий