Ремонт и обслуживание

Коробка переключения передач: что, когда и как…

Сергей Василенков от 23-04-2017, 23:30 Просмотров: 5750 53

Многим начинающим водителям бывает сложно сразу сориентироваться в переключении передач. Одновременно выжать сцепление, включить нужную передачу, при этом следить за скоростью и дорогой. На первых порах для большинства это становится непосильной задачей. Безусловно, через несколько месяцев активной практики Вы даже перестанете замечать последовательность своих действий, но прежде рекомендуем ознакомиться с настоящим теоретическим материалом.

Что собой представляет коробка передач

мкппОсновное предназначение коробки передач – это равномерное распределение мощности двигателя во время движения автомобиля. КПП может быть механической, автоматической, а в последнее время появились также роботизированные коробки. И если управление автомобилем с «автоматом» или «роботом» особых сложностей у новичков не вызывает, то вождение на «механике» дается более трудно. Именно поэтому внимание уделим принципу работы и алгоритму действий водителя именно при использовании авто с механической коробкой.

Механическая КПП может быть 4-х, 5-и или 6-ступенчатой. Более шести ступеней или, как еще говорят, «скоростей» встречается только у большегрузных автомобилей и спецтранспорта. Коробка передач представляет собой набор шестеренок, а сцепление – два диска, которые прижаты друг к другу с некоторым усилием. При нажатии на педаль сцепления диски разводятся, а при помощи ручки КПП выбирается необходимая шестеренка, и происходит переход с одной «скорости» на другую. Таким образом, во время смены передачи необходимо одновременно выжимать сцепление. Если этого не делать, то через небольшой отрезок времени придется покупать новую коробку передач.

Обратите внимание, каждая модель автомобиля имеет свою схему расположения передач, поэтому перед началом движения необходимо внимательно ознакомиться со схемой строения КПП.

Когда необходимо переключать передачи

Существует ориентировочная схема для переключения передач в соответствии со скоростным режимом:

  • I передача - 0 - 20 км/ч;
  • II передача - 20 - 40 км/ч;
  • III передача – 40 - 60 км/ч;
  • IV передача - 60 - 80 км/ч;
  • V и VI передача - более 80 км/ч.

Указанные показатели носят приблизительный характер, во время движения следует учитывать также другие факторы, в частности количество ступеней КПП, объем двигателя, дорожные условия и прочее. Например, при движении по вязкому песку, глубокому снегу, подъеме переключаться на повышенную передачу следует позднее.

Для удобства определять время переключения передач можно при помощи тахометра (если он установлен в авто). Оптимальная частота вращения коленчатого вала при переключении «скоростей» должна составлять 2000-3000 оборотов в минуту. Позже Вы научитесь «чувствовать» двигатель и будете включать нужную передачу, даже не задумываясь над тем, «сколько там оборотов» или «какая сейчас скорость».

Как переключать передачи

Чтобы научиться плавно и быстро переключать передачи без потери скорости и резких толчков, нужно последовательно и спокойно выполнять следующие действия:

  1. быстрым движением левой ноги выжать сцепление до пола и отпустить педаль газа (правая нога);
  2. на мгновение перевести ручку КПП в нейтральное положение, а затем переставить в положение необходимой передачи;
  3. не резко, но достаточно уверенно отпустить сцепление, одновременно прибавив газу.

Не стоит нарушать последовательность при переключении передач. Например, не нужно со II переходить сразу на IV, так как двигатель может заглохнуть, а детали и узлы механизмов при этом быстро изнашиваются. При переключении же «скоростей» в обратном порядке последовательность соблюдать не обязательно. Например, с V передачи можно перейти сразу на II или даже на I. Для этого необходимо сначала отпустить педаль газа, снизить скорость за счет торможения двигателем либо при помощи штатного тормоза, а затем выжать сцепление, переставить рычаг КПП в соответствующее положение, плавно отпустить сцепление и прибавить газу.

Ошибки начинающих водителей

  • Самой распространенной ошибкой начинающего водителя является чересчур резкое отпускание педали сцепления (в таких случаях обычно говорят «бросил сцепление»), в результате чего машина начинает дергаться, теряет скорость, а трансмиссия выходит из строя.
  • Нередки случаи, когда неопытный водитель специально не переходит на повышенную передачу, мотивируя тем, что не планирует разгоняться. Например, не переключается со II на III, так как не хочет разгонять автомобиль более 40 км/ч. Стоит помнить, что переход на повышенную передачу не подразумевает обязательное увеличение скорости, можно вполне комфортно и для авто, и для водителя ехать со скоростью 40 км/ч на III передаче.
  • Типичной ошибкой новичков считается также позднее переключение с одной ступени на другую. Не нужно ждать, когда стрелка спидометра (тахометра) дойдет до максимального ориентировочного ограничителя. Автомобиль движется с постоянным ускорением, поэтому пока Вы будете переходить на повышенную передачу, он плавно увеличит свою скорость.
  • Неправильное положение за рулем. В обязательном порядке необходимо отрегулировать водительское сиденье таким образом, чтобы можно было комфортно, без наклона, доставать рукой до рычага КПП. При этом ноги должны занять удобное положение, чтобы отпускать педаль сцепления можно было плавно и без рывков.

Похожие публикации


Рекомендации по правильному торможению на механике Опытные водители знают, что не только правила дорожного движения являются фактором надежного вождения. Немаловажным критерием является грамотная техника вождения, что особенно актуально для автомобилистов, владеющих транспортными средствами с механической коробкой передач. Так как именно от
Особенности движения на автомобиле с механической коробкой передач Современное автомобилестроение постоянно развивается, и каждый месяц предлагает рынку какие-либо новшества. Некоторые изобретения становятся поистине «революционными» и активно внедряются всеми производителями. Существуют, однако, в транспортных средствах такие части, которые практически не

Комментарии0

Комментариев к статье "Коробка переключения передач: что, когда и как…" пока нет.

Добавить комментарий