Симптомы отказа и методы диагностики карбюраторного клапана на ВАЗ 2109
Принцип действия и симптомы выхода из строя регулирующей аппаратуры
Непосредственная задача установленного в карбюраторе двигателя ВАЗ 2109 электромагнитного клапана – прекращать подачу топлива в «инерционных» режимах:
- торможение двигателем;
- движение под уклон;
- переключение передач.
Электромагнитный переключатель является неотъемлемым элементом экономайзера принудительного холостого хода и выполняет команды управляющей электроники. Запрограммировано устройство ЭПХХ по алгоритму:
- при частоте вращения коленвала больше 2 100 об/мин и отпущенной педали газа, исполнительный орган выключен, игла закрывает отверстия, топливо не подается;
- по достижении 1 900 об/мин устройство включается, игла втягивается и начинается движение горючего по каналам.
Исходя из функциональных обязанностей, возложенных на электромагнитный переключатель, нетрудно определить список симптомов выхода данного узла из строя:
- неустойчивая работа мотора или самопроизвольное прекращение работы на холостых оборотах;
- невозможность активации двигателя в ситуации, когда коленвал проворачивается.
Диагностика электромагнитного клапана карбюратора мотора ВАЗ 2109 на месте
Определить работоспособность узлов ЭПХХ в целом возможно непосредственно на карбюраторе. Порядок действий таков:
- снять штатную клемму с клапана;
- включить зажигание;
- присоединить клемму обратно.
Неисправный датчик идентифицируется «по месту» следующим образом:
- подготавливается отрезок провода для включения диагностируемого элемента напрямую к «плюсу» аккумулятора;
- отсоединяется штатный провод питания электромагнитного переключателя;
- включается зажигание;
- подсоединяется ранее подготовленный и уже присоединенный к положительному полюсу АКБ проводник.
Если в процессе присоединения таки раздался щелчок – клапан исправен, проблема скрывается в системе управления ЭПХХ. Альтернативный способ диагностики работоспособности регулирующей иглы не требует подручных средств. На работающем моторе достаточно снять наконечник штатного провода с вывода элемента и наблюдать реакцию двигателя. Мотор заглох – диагностируемый элемент абсолютно исправен.
Независимая экспертиза состояния клапана
Детальная проверка функционирования иглы возможна только после демонтажа исследуемого элемента. Предварительно необходимо удалить воздушный фильтр и сам корпус фильтрующего элемента. Переключатель выкручивается обычным рожковым ключом на 13, аккуратно вынимается из посадочного места, извлекается аналоговый элемент, дозирующий количество топлива.
Спектр действий при полноценной диагностике таков:
- заранее подготовленные проводники подключаются к выводам АКБ;
- «плюс» присоединяется к выводу, а «минус» – к корпусу детали;
- наблюдается реакция устройства после подачи напряжения.
Включив зажигание и замкнув электромагнитный клапан ВАЗ 2109 на карбюратор (корпус к корпусу), при заведомо исправной системе управления ЭПХХ, легко оценить пригодность запорного элемента. В результате контакта с «массой» игла должна с характерным щелчком уходить внутрь корпуса. Опытные владельцы тестируют вновь приобретенный переключатель именно таким образом.
Примечания:
- перед тем, как заворачивать устройство обратно, следует промыть/продуть топливный жиклер;
- при сильном загрязнении прецизионных отверстий, необходимо их прочистить леской или иглой из мягкого дерева;
- неплотно закрученный клапан может стать причиной невозможности пуска двигателя при вращающемся коленвале;
- при затяжке элемента не следует прикладывать больших усилий, приводящих к деформации исполнительных органов детали.
Коротко о главном
Электромагнитный клапан прекращает подачу топлива при отпущенной педали акселератора и частоте вращения коленвала более 2 100 об/мин, возобновляет топливоснабжение при частоте менее 1 900 об/мин на тех же условиях. Неисправный переключатель не даст запустить двигатель или преднамеренно остановит его работу.
Проверить исправность электромагнитного клапана на карбюраторе автомобиля ВАЗ 2109 можно несколькими способами:
- подключить штатное или обводное питание к выводу элемента – должен прозвучать щелчок;
- снять штатный провод с устройства на работающем двигателе – мотор заглохнет;
- демонтировать датчик, включить его в штатную цепь и прислонить к карбюратору – игла втянется с характерным щелчком;
- демонтированный датчик подключить к АКБ: игла должна свободно втягиваться при подаче напряжения и выдвигаться при его отсутствии.
Комментарии0